Схема подключения вентилятора печки ваз 2109

многие у кого волги старых моделей 2410,3102.3110,31029 жалуются на слабый поток воздуха в дефлекторах обдува.в связи с чем в машине холодно зимой и жарко летом(у кого кондей)…

сегодня кинули ссылку на один форум, где этот вопрос был поднят на высший уровень: forum.gaz-24.com/viewtopic.php?f=31&t=75789

т.к. моя печка сейчас дома (ставились мотор-редукторы в рамках проекта «КЛимат-контроль»), то решил посмотреть как у меня с этим обстоят дела…

подключил к БП печку и офигел…штатное вращение по часовой если смотреть сверху на крыльчатку.в салон поток воздуха нулевой, зато в сторону улицы просто ацкий!

перевернул в разъеме провода местами и просто рухнул на пол(до этого сидел на корточках на полу) ибо таким потоком воздуха в лицо получил, что можно сказать — сдуло…

Читайте также:  Троит ваз 2115 инжектор 8 клапанов причины

для показания разницы сделал 2 видео. оценивайте сами… До(обратите внимание на уровень шума и то, как поднимает корпус над крыльчаткой):

что в итоге имеем? 1.увеличение потока раза в 3 точно… 2.тишина работы мотора.

можно попробовать еще поиграться с лопастями крыльчатки, но это второй этап, хотя в его необходимости я сомневаюсь.

ГАЗ 3110 — настоящая рабочая лошадка, и, несмотря на почтенный возраст, таких автомобилей по всей стране ещё много. Однако, невзирая на множество несомненных достоинств, у этого автомобиля есть и ряд серьёзных недостатков, к которым можно отнести технически несовершенный и подверженный поломкам отопитель.

Устройство и принцип работы печки ГАЗ 3110

«Волга» в части устройства отопителя и принципов его работы в целом не отличается от других автомобилей.

На схеме можно увидеть основные части печки ГАЗ 3110

Среди основных составляющих стоит выделить:

Прогрев салона происходит за счёт работы двигателя.

Воздух снаружи проходит через радиатор, нагреваясь, а затем поступает в салон

Дело в том, что во время работы мотор буквально раскаляется, и чтобы он не вышел из строя, излишнее тепло от него необходимо отвести. Для этого предназначена охлаждающая жидкость — антифриз или тосол — которая циркулирует по специальным патрубкам. Они соединяются с радиатором — центральным узлом отопителя, устройством, аккумулирующим тепло. Таким способом охлаждающая жидкость переносит тепло от работающего двигателя в радиатор. Параллельно с этим вентилятор обеспечивает приток воздуха к радиатору. Впоследствии нагретый воздух поступает в салон через открытые заслонки, которые регулируются при помощи реек и рычажков.

Блок управления печкой

Управление печкой «Волги» осуществляется посредством довольно простого щитка, расположенного на панели управления. В более старых моделях на щиток были вынесены два рычажка — рычажок управления фокусировкой воздушных потоков и рычажок управления краном печки.

Вентилятор не включается

Основные причины:

  • износ щеток. Поскольку вентилятор печки является обычным двигателем постоянного тока, его главная проблема – истирание щеток, использующихся для подвода напряжения к коллектору. Когда медно-графитовые щетки истираются настолько, что прижимающего усилия пружины уже недостаточно для хорошего контакта, вентилятор работает с переменной частой. К примеру, может включиться после удара по приборной панели либо проезда выбоины на дороге;
  • неисправности в электрической цепи управления. Возможно, причина в отпаявшемся контакте, так как во время работы определенные детали электрической цепи могут сильно нагреваться;
  • окисление контактов, обрыв проводов;
  • перегорание предохранителя (рекомендуем почитать, как правильно заменить предохранитель). Если после замены предохранитель перегорает вновь и вновь, необходимо искать участок цепи, на котором происходит короткое замыкание.

Статья в тему: Обогрев зеркал своими руками – это просто!

Когда необходима замена печки

Автолюбители отмечают, что ГАЗ 3110 — холодный автомобиль. Дело в том, что у «Волги» большой салон и низкотемпературный двигатель, а соответственно, и слабая печка. Кроме того, в силу конструктивных особенностей отопитель «Волги» не обеспечивает обдув стекла со стороны водителя. Ещё один неприятный момент — шум при работе печки.

В связи с этим владельцы автомобилей ГАЗ 3110 всячески стремятся усовершенствовать её.

Тюнинг печки ГАЗ 3110

Опытные водители «Волг» указывают на то, что одними из наиболее эффективных способов «довести до ума» печку автомобиля являются:

Читайте также:  Как выключить дневные ходовые огни

  • замена мотора вентилятора отопителя на более мощный. При этом можно поставить «самаровский» (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115) резистор, а рычаг панели управления взять от «Москвича»;
  • замена крана печки на электроклапан с любой иномарки;
  • установка электропомпы на выходе печки;
  • замена радиатора на сдвоенный (необходимо соединить и обрезать по размерам два тонких радиатора от любой иномарки).

Диагностика своими руками

Если предохранитель цел, для проверки работоспособности вентилятора необходимо добраться к его разъему питания. Электродвигатель печки может находиться либо в салоне под панелью приборов, либо в подкапотном пространстве со стороны салона за моторным щитом. Информацию о том, где находится вентилятор отопителя и как к нему добраться, вы можете найти в руководстве по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля. Там же вы найдете схему включения вентилятора.

Изучив схему, определите, на каком из пинов разъема, подходящего к электродвигателю, должен приходить «+» после включения первой скорости вентилятора. Вставьте в этот пин один из контактов контрольки, второй контакт замкните на «массу», включите зажигание и поверните переключатель вентилятора печки в любое из положений. Если лампочка контрольки загорелась, значит, проблема в электродвигателе. Если питание на разъем так и не пришло, необходимо искать обрыв проводки в цепи, идущей к включателю отопителя.

Замена щеток

Для замены щеток необходимо снять лопастное колесо с корпуса электродвигателя (обычно держится на защелках). Если вы не смогли подобрать щетки по каталогу автозапчастей, отпаяйте старые щетки и подберите похожие по размеру. При необходимости медно-графитовые щетки можно подпилить надфилем. Для пайки щеток вам потребуется паяльник, канифоль и немного припоя. Перед сборкой электродвигателя очистите внутренности от продуктов износа предыдущих щеток.

Статья в тему: Как заправить автокондиционер

Если вентилятор, до того как перестал включаться, издавал писк либо излишний шум при работе, рекомендуем смазать втулки литолом. Положите небольшую порцию смазки на торец втулки и нагрейте ее, чтобы она затекла внутрь. Если вентилятор работал бесшумно, то смазывать втулки не рекомендуется вовсе. Смазка будет задерживать пыль, что со временем превратит ее в абразивную пасту.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором довольно подробно показан процесс поиска неисправности вентилятора печки и замены щеток.

Работает только последняя скорость либо отсутствует одна из скоростей

Неисправность в добавочном резисторе. Режим максимальной скорости вращения имеет, что называется, прямое подключение, поэтому можно сделать вывод об исправности цепи управления и самого электродвигателя. Схема с добавочным резистором применяется на большинстве автомобилей. Но также скорость вращения электродвигателя отопителя может регулироваться ШИМ-сигналом.

Проверка резистора

Проверить добавочный резистор можно с помощью мультиметра. Для этого достаточно измерить сопротивление на выводах резистора и сравнить показания с эталонными значениями для вашего авто. Обратите внимание на термопредохранитель, который при коротком замыкании может перегореть, также нередки случаи отпаивания элемента вследствие чрезмерного нагрева резистора. Подобрать похожий резистор можно в магазине радиодеталей. На представленном ниже видео показан процесс обслуживания неразборного моторчика печки. Единственное, что мы не можем рекомендовать — избавляться от термопредохранителя!

Как снять печку ГАЗ 3110

Снятие печки ГАЗ 3110 — процесс длительный и трудоёмкий, а, кроме того, подразумевающий снятие панели, из-за чего многие автолюбители предпочитают с ним не связываться. К счастью, для замены печки необязательно снимать панель полностью — достаточно её немного отодвинуть.

Какие инструменты нужны

Чтобы снять печку ГАЗ 3110, хватит обычного набора инструментов, который наверняка найдётся в гараже каждого автолюбителя. В частности, понадобятся:

  • два ключа на «10»;
  • ключ на «13»;
  • шлицевая отвёртка.

Для снятия печки ГАЗ 3110 достаточно простого набора инструментов

А также могут пригодиться крестовая отвёртка, кусачки, плоскогубцы и молоток. Кроме того, пригодится ветошь и ёмкость объёмом не менее 10 литров.

Модернизация печки

Чтобы модернизировать печку на вашей Ниве, предлагаем вам позаимствовать, прежде всего, вентилятор печки ВАЗ-2108. Мы не рекомендуем его устанавливать вместо того, что уже установлен на вашей Ниве, кстати, это у вас вряд ли и получится, поскольку он располагается в салоне авто. Внедрить вентилятор от 2108 в салон будет проблематично, поэтому ему находят более подходящее пространство в моторном отсеке. Модернизация печки предполагает установку дополнительного вентилятора, чем мы и предлагаем заняться вам.

А также рекомендуем вам сразу же определиться, вы желаете только установить дополнительный вентилятор или ещё дополнительно позаимствовать у «восьмёрки» переключатель его скоростей и резистор печки.

Читайте также:  Датчики ЭСУД и контроллер MЕ17.9.71 под нормы токсичности ЕВРО-5 автомобиля Шевроле Нива

Алгоритм замены вентилятора

Первоначально предлагаем вам снять коробку воздухозаборника, который в водительской среде имеет и другое народное название «сапог». Снимать его самостоятельно не очень удобно, поэтому рекомендуем вам привлечь к выполнению этой процедуры своего друга. Неудобство заключается в том, что гайки нужно откручивать, находясь в салоне, а сами болты удерживать со стороны подкапотного пространства. Свободная ваша рука уж точно не достанет до подкапотного пространства. После того как все гайки будут откручены, снимите воздухозаборник.

Теперь вам предстоит выполнить некоторые манипуляции, чтобы переделать извлечённый воздухозаборник, а затем внедрить в него вентилятор «восьмёрки». В противном случае вам не удастся закрыть капот, поскольку вентилятор будет мешать замку.

image

Итак, вам нужно срезать на воздухозаборнике пластик сбоку, а на самом вентиляторе — выступающие в стороны детали крепления. После того как вентилятор отлично разместился во внутреннем пространстве воздухозаборника, закрепите его герметиком. Вокруг сопла вентилятора умостите подходящий материал. Это позволит вам исключить потерю оттока воздуха. Теперь водрузите ваш модернизированный кожух с вентилятором, попробуйте закрыть капот.

Алгоритм замены моторчика

Нелишним будет рассмотреть вопрос установки моторчика печки, заимствованной у «восьмёрки». В этом случае тоже удастся значительно улучшить работу печки. Снятый восьмёрочный моторчик также требуется первоначально примерить в воздухосборнике, при необходимости вырезать болгаркой дополнительное пространство, чтобы он успешно в нём мог разместиться. После того как вы убедитесь в его нормальной «посадке», рекомендуем моторчик зафиксировать герметиком, чтобы исключить возможную вибрацию в процессе передвижения на авто. Безусловно, родной движок следует выбросить, а все провода подключить к только что вами установленному механизму.

image

После того как вы модернизировали отопитель, мы предлагаем вам ещё врезать дополнительный «восьмёрочный» резистор, который позволит увеличить количество скоростей до трёх. Устанавливать резистор нужно рядом с установленным вами ранее вентилятором. Такие ваши действия позволять отлично регулировать скорость подачи тёплого воздуха, обеспечивая быстрый прогрев салона или постепенный.

Итак, если вами заранее будет внимательно изучена схема подключения вентилятора, резистора, моторчика, заимствованных у отечественной «восьмёрки», вы останетесь довольны результатом собственного труда. Свой автомобиль вы просто не узнаете, поскольку салон будет мгновенно прогреваться, благоприятствуя повышению уровня комфорта для водителя и пассажиров.

Как это работает

Запустить подобную схему отопителя от ЗАЗ не так сложно. Нужно выполнить несколько последовательных процедур:

  • открывается кран, запускается вентилятор;
  • выключается, закрывается и включается свечка;
  • примерно через 5-6 секунд происходит воспламенение, открывается кран и буквально на секунду вращается вентилятор;
  • раздаётся шум от пламени и вентилятор включается на полную;
  • когда печка выйдет уже на свой полноценный рабочий режим, кран закручивается до минимума для обеспечения устойчивой работы отопителя.

Важно то, что в подобной схеме переделки при работе системы отопления на дизельном топливе запах и признаки дыма практически не будут ощущаться. Но если беспокоит вопрос дымоотвода, можно задействовать отрезок из гофрированной алюминиевой трубы, тем самым вывести весь выхлоп наружу. Это уже зависит от того, где и в каких условиях будет применяться печка от ЗАЗ, функционирующая на дизельном топливе.

Есть и несколько другой вариант. Некоторые организовывают работу печки с помощью толстостенной гофры, которая соединяется с печкой и подаёт воздух по гофре внутрь помещения или салона, в то время как сам отопитель находится снаружи.

К числу преимуществ можно отнести отсутствие в рассмотренной схеме переделки насоса. Тут топливо подаётся за счёт самотёка, что экономит бюджет на модернизацию и потребляет куда меньше энергии для работы самого насоса.

Схема рабочая, хоть для её реализации своими руками требуются определённые навыки, знания и подготовка ряда комплектующих. Но это всё равно дешевле, чем покупать готовые автономные отопители.

Расход на солярке в случае с печкой от ЗАЗ заметно сократится. По некоторым оценкам, стандартная бензиновая печка требует около 500 мл топлива на 1 час работы. Если отопитель приходится использовать часто и долго, то ни о какой экономии на бензине речи не идёт. Солярка в этом плане намного предпочтительнее. Отсюда и желание провести модернизацию.

Многие автовладельцы, сталкиваясь с проблемами системы отопления, сразу обращаются в автосервис, а есть и такие кто предпочитают решить проблему самостоятельно. Но для этого необходимо знать, как работает отопитель и расположение его основных элементов.

Как выглядит схема и устройство печки ВАЗ-2109 изнутри вы узнаете из нашей статьи.

Содержание

Внутренне устройство и принцип работы

Система отопления, установленная на ВАЗ-2109, имеет свои отличия и особенности относительно других автомобилей линейки АвтоВАЗа.

Отопитель состоит из пары пластмассовых кожухов (справа и слева), которые соединены между собой по всему периметру скобками-фиксаторами. В пазы кожухов закладывают особый жгутик, чтобы его хорошо уплотнить. Вентилятор подаёт воздушный поток во внутреннее пространство машины. Печка ВАЗ-2109 сконструирована так, чтобы вентилятор можно было достаточно просто самостоятельно достать со стороны двигательного отсека.

Электромотор вида 45.37230 крепят к кожуху, на его валу располагается вентилятор. Чтобы получить его нужную частоту вращения, было предусмотрено добавочное сопротивление. Его прикрепили слева в отверстие кожуха отопителя при помощи винта.

Радиатор отопительной системы

В корпус печки вмонтирован радиатор подогревания воздушных потоков, которые затем дуют в салон. Тремя винтами этот элемент системы прикручивают к правому кожуху и уплотняют пенополиуретановой прокладкой.

Конструкция радиатора представляет собой совокупность:

  • 2 ряда трубок.
  • 2 ряда охлаждающих пластинок.
  • 2 пластиковых бака.

Кран

Имеет две пары патрубков, он подсоединён к охлаждающей системе резиновыми трубами, там при помощи насоса обеспечивается циркуляция ОЖ. В кожухе крана на оси подводящей магистрали стоит пластинчатый клапан, который имеет отверстие, оно пропускает охлаждайку. Рычажок клапана соединяется тягой с рычажком рукоятки, которая также управляет процессом нагревания воздушных потоков. Если повернуть этот рычаг, то отверстие в клапане откроет магистраль для поступления ОЖ в радиатор.

Чтобы обеспечить равномерное отопление салона автомобиля, в печке имеется два центральных сопла, а также левое и правое, к которым подведены воздуховоды.

Вытяжная вентиляция

В машине установлена вытяжная вентиляция, которая осуществляет циркуляцию воздуха из салона на улицу. Она располагается сзади от проёмов кузова для боковых стёкол.

Также воздух проходит наружу сквозь дефлекторы при движении автомобиля. Процесс вентиляции производится за счёт разрежения, которое возникает у дефлекторов при движении. Отсасывание воздуха производится из задней части салона под облицовкой дефлектора, для этого отжимаются резиновые клапана и через отверстие дефлектора воздушный поток идёт на улицу.

Клапаны из резины нужны для того чтобы препятствовать проникновению уличного воздуха в салон автомобиля.

Электрическая составляющая печки

Ниже представлена электросхема включения вентилятора. Чтобы он заработал, нужен датчик температуры, который стоит в радиаторе. Когда ОЖ достигает определённой температуры, датчик подаёт сигнал и вентилятор включается автоматически.

Основные составляющие:

  1. Монтажный блок.
  2. Зажигание.
  3. Добавочное сопротивление (резистор).
  4. Мотор.
  5. Кнопка, управляющая мотором.

А – к выводу со знаком плюс «30» генератора.

На некоторых автомобилях установлен ещё старый монтажный блок, в таком случае вентилятор включается через реле.

Элементы отопительной системы

Схема печки наглядно показывает расположение его основных функциональных элементов. Надо отметить, что устройство печки на моделях ВАЗ-2108, 2109 и 21099 одинаковое. Многие автовладельцы знают о том, что в этих моделях отопитель не доработан до конца. В итоге салон должным образом не обогревается, поэтому принимается решение о доработке печки своими руками. Как раз-таки в этом случае важно знать устройство отопителя, чтобы ничего не напутать.

Составные части:

Конструкция печки автомобиля ВАЗ-2109 будь то высокая панель или низкая абсолютно идентичная. Поэтому представленная информация пригодится владельцам этой модели с любой приборной консолью.

Зная основные моменты и что где располагается, уже можно попытаться самостоятельно разобраться с возникающими проблемами и починить появившиеся неисправности, сэкономив при этом средства и время на поездках по СТО.

Как уже говорилось выше, конструкция система обогрева «девятки» достаточно простая. Давайте рассмотрим ее немного детальнее. В частности, сама печка состоит из 2-х кожухов. Изготовлены они из пластмассы и соединены между собой специальными скобами. В качестве уплотнителя конструкторы решили использовать жгут – он закладывается в соответствующие пазы кожухов. В верхней части отопителя находится вентилятор, отвечающий за принудительную подачу нагретого воздуха в салон автомобиля. Крепится он с помощью 2 винтов. Следует отметить, что вентилятор в случае необходимости можно снять или поставить на место, подобравшись к нему со стороны моторного отсека. Данное решение является достаточно удобным.

К кожухам вентилятора крепится электрический двигатель. Установка 2-х спиралей резистора позволят выбирать одну из трех возможных скоростей вращения. Следует отметить один момент. За выбор желаемой скорости отвечает дополнительный резистор.

Находится он с левой стороны кожуха печки, и крепится с помощью 1 винта. Найти его при необходимости будет несложно.

В кожухах печки установлен радиатор, здесь, собственно, и происходит подогрев воздуха, подаваемого затем в салон. Находится он с правой стороны. К кожуху радиатор прикреплен с помощью 3-х винтов, а в качестве уплотнителя конструкторы выбрали пенополиуретановую прокладку.

Состоит нагреватель из:

  • охлаждающих пластин;
  • трубок;
  • 2-х пластмассовых бачков.

Также достаточно простой является и конструкция краника отопителя. Он состоит из корпуса и 2-х пар патрубков. Резиновыми шлангами к системе охлаждения подсоединяется краник печки. Как видим, ничего особо сложного здесь действительно нет. За циркуляцию жидкости в системе охлаждения отвечает насос. На подводящей магистрали в корпусе крана располагается клапан. В нем имеется отверстие, пропускающее охлаждающую жидкость. Управлять подогревом воздуха можно с помощью соответствующей рукоятки. Обеспечивается это благодаря соединению через тягу ее рычага с клапаном. Принцип действия здесь следующий. После поворота рычага имеющееся в клапане отверстие открывает магистраль. После этого жидкость по освобожденному от препятствия пути начинает поступать в радиатор.

Непосредственно печкой можно управлять, меняя положение 3-х рукояток. Их рычаги установлены на осях пластмассового кронштейна, а тот, в свою очередь, прикреплен с помощью 4-х винтов к приборной панели. Давайте рассмотрим, как работает данная система. Рукояткой, отвечающей за управление подогревом можно воздействовать на рычаг грана. Как уже говорилось, осуществляется это через тягу. Также данной рукояткой регулируется и положение заслонки, путем воздействия на рычаг ее привода.

Чтобы запустить процесс подачи в салон теплого воздуха, нужно проделать одну простую манипуляцию. Просто передвиньте рукоятку в крайнее правое положение. После этого полностью откроются кран и заслонка, и жидкость устремится в радиатор. Вентилятор, в свою очередь, будет принудительно подавать уже нагретый воздух в салон автомобиля – правда, здесь придется немного подождать. Прежде чем вы ощутите тепло, радиатор еще должен нагреть жидкость до нужной температуры.

Если переместить рукоятку в среднее положение, то заслонка и кран займут «полупозицию». Соответственно, через радиатор будет проходить не весь объем жидкости, а лишь ее часть. Иными словами, вы регулируете необходимый на данный момент уровень прогрева. Для того чтобы подача теплого воздуха в салон полностью прекратилась, просто передвиньте рукоятку в крайнее левое положение. Это приведет к полному перекрытию заслонки и краника. Если запустить вентилятор, то он будет подавать в салон авто уже не теплый, а холодный воздух.

Верхняя левая рукоятка отвечает за поступление воздуха в зону ног. С помощью тяги она соединяется с рычагом заслонки. Принцип действия здесь также очень простой. Переместив рукоятку влево, тем самым вы открываете заслонку обогрева ног. При этом воздух из кожухов будет направлен в окна. Следует отметить, в зону ног пассажиров, сидящих на заднем сиденье, теплый воздух будет подаваться по воздухопроводу внутренней вентиляции. Рукоятка, отвечающая за обдув воздухом лобового стекла с помощью тяги соединена с рычагом привода соответствующей заслонки. Как и в предыдущем случае, меняя ее положение, вы открываете или, наоборот, закрываете, путь воздуху к лобовому стеклу.

У печки, установленной на ВАЗ-2109, 2 центральных и 2 боковых (левое и правое сопла). Они нужны для того, чтобы обеспечить обдув теплым воздухом пассажиров и стекол передних дверей. На корпусе каждого сопла есть заслонка с уплотнителем, изготовленным из пенополиуретана. Ее положение можно менять, перемещая в ту или иную сторону соответствующий рычажок. Это позволяет, в свою очередь, регулировать интенсивность воздушного потока. Это еще не все. Можно также менять и направление потока воздуха – делается это с помощью рычажка, вынуждающего занять нужное вам положение сопло и лопатки.

Теперь давайте рассмотрим некоторые цифры. Если система отопления работает нормально, то, как утверждает производитель, печка «девятки», работающая «на максимуме», должна обеспечить в салоне температуру плюс 20 градусов при таком же показателе, но со знаком «минус» за бортом. Конструкторы, по всей видимости, очень хорошо усвоили пословицу, говорящую о необходимости держать голову в холоде, а ноги в тепле. Работа печки «девятки» полностью ей соответствует. В режиме максимального обогрева температура в зоне ног должна быть не менее плюс 25 при тех же минус 20 за бортом.

Конструкция ВАЗ-2109 также предусматривает отсос из салона воздуха. Для этого в автомобиле есть вытяжная вентиляция. Конструкторы установили ее в задней части «девятки – позади кузовных проемов для боковых стекол. Помимо этого, отсос воздуха из салона также осуществляется и благодаря разрежению, возникающему у дефлекторов, когда автомобиль находится в движении. В данном случае отжимаются резиновые клапаны, предотвращающие попадание в салон воздуха снаружи при боковом ветре, и выпускают его в обратном направлении.

Следует отметить, что печка на «девятках» достаточно капризная, да и некоторые просчеты конструкторов здесь тоже присутствуют. Например, на ВАЗ-2109 с высокой панелью между корпусом печки и заслонкой всегда присутствует щель. Это следствие одного из упомянутых выше конструкторских просчетов. Избавиться от нее с помощью уплотнителей невозможно. Также щель не получается устранить подтягиванием заслонки. Все дело в том, что перемещающий ее рычаг есть только лишь с одной стороны. Получается, что он тянет заслонку на излом, и из-за этого и образуется щель. При этом «девятки» с низкой панелью такой проблемы не имеют.

Источники

  • ladaautos.ru/vaz-2109/kakovo-ustrojstvo-pechki-vaz-2109-s-nizkoj-i-vysokoj-panelyu.html
  • vsepoedem.com/story/ustroystvo-i-ekspluataciya-pechki-vaz-2109
  • drive2.ru/l/454779175920730189/
  • remam.ru/vozdsys/shema-i-ustrojstvo-pechki-vaz-2109.html

Отопление салона — важная система, которая своей поломкой может неожиданно доставить дискомфорт в холодное время года. Чтобы этого не допустить, необходимо, чтобы печка 2109 поддерживалась в исправном состоянии. Следует знать, как мы на выходе получаем тёплый воздух в салоне. Зная принцип действия системы охлаждения двигателя и электропривода вентиляции отопления, несложно выполнить ремонт печки ВАЗ 2109 своими руками.

На первый взгляд, отопитель салона кажется примитивным устройством. Мол, машина едет навстречу воздушному потоку, всасывается воздух, как-то там подогревается, и вот он уже тёплый в салоне. Но это не совсем так. Печка является вспомогательным радиатором системы охлаждения двигателя, а воздух нагнетается в салон с помощью электропривода. Поэтому разберёмся, как печка получает тепло от системы охлаждения, изучим её электросхему. Зная это, можно выявить неисправности в работе отопителя. Выясним, как заменить вентилятор печки ВАЗ 2109 своими руками.

image

Вернуться к оглавлению

Место печки в системе охлаждения двигателя

Печка является частью замкнутой вакуумной системы циркуляции охлаждающей жидкости. Основное назначение этой системы — охлаждение двигателя. Таким образом, устройство печки ВАЗ 2109 и помогает отопить салон в холод, и охлаждает блок цилиндров при работе двигателя. Полностью СОД состоит из:

  • рубашки охлаждения;
  • радиатора;
  • расширительного бачка;
  • водяной помпы;
  • вентилятора радиатора;
  • термостата;
  • радиатора отопления — печки ВАЗ 2109.

При езде атмосферный воздух через воздухозаборник проходит в радиатор, в трубах которого находится слишком горячий для двигателя воздух. Эти трубы охлаждает вентилятор, и уже охлажденная жидкость через водяную помпу снова попадает в рубашку охлаждения (блок цилиндров и ГБЦ). Печка в этом круговороте тосола выполняет задачу дополнительного отведения горячей жидкости.

Поддерживает нужную температуру воздуха в салоне вентилятор отопления ВАЗ 2109.

Вернуться к оглавлению

Конструкция печки

Отопитель салона составлен двумя пластмассовыми кожухами (левым и правым). Они соединены крепёжными скобами. В пазы конструкции укладывается уплотняющий жгут. Принудительное нагнетание воздуха в салон выполняет электровентилятор. Он закреплён двумя винтами сверху печки. К нему легко добраться со стороны двигателя внутреннего сгорания.

Вентилятор печки приводится в движения рабочим колесом электродвигателя. Мотор печки ВАЗ 2109 имеет две спирали резистора, которые обеспечивают три варианта скорости вращения. Схема печки включает дополнительный резистор для получения нужной частоты вращения. В состав радиатора входят охлаждающие пластины, два ряда трубок и два пластмассовых бачка.

Управляется печка тремя рукоятками. На панель приборов прикреплен кронштейн, на осях которого и устанавливаются эти рукоятки. Рычажок управления печкой воздействует на рычаг крана радиатора и рычаг привода заслонки. Если ходунок отвести вправо на максимум, заслонка и кран полностью открыты — и вентилятор отопителя ВАЗ 2109 подаёт воздух на радиатор, в котором прогоняется нагретый тосол или антифриз. Соответственно, если рукоять стоит в среднем положении, заслонка и кран открываются наполовину — и воздух становится не таким горячим.

Подвинув рычажок в крайнюю левую позицию, получаем полностью закрытый кран и заслонку. Печка дует холодным воздухом.

Вернуться к оглавлению

Электросхема печки и основные неисправности

В «девятке» система отопления ВАЗ действует при помощи электропривода. В руководстве по эксплуатации ВАЗ 2109 высокая панель приведена электросхема работы печки. Схема подключения отопителя салона состоит из:

  • электродвигателя вентилятора;
  • замка зажигания, что осуществляет включение печки;
  • переключателя режимов работы;
  • дополнительного резистора;
  • монтажного блока предохранителей (за печку в «девятке» отвечает предохранитель F4).

Когда в салоне плохо греет печка ВАЗ 2109, причин тому может быть масса.

Поломка Чем это вызвано
Если электродвигатель не функционирует на малых и больших оборотах. Проверьте предохранитель — возможно, он сгорел. Могут повредиться или оборваться провода, их контакты. Открываем схему подключения и проверяем проводку.
Бывает, что переключатель отопителя работает плохо. Это может быть вызвано заеданием толкателя или подгоревшими контактами. Подаем «плюс» на центральную клемму и проверяем напряжение во время работы рычага. Возможно, сам рычажок уже стоит заменить.
Серьезная поломка, при которой не греет печка ВАЗ 2109, — выход из строя электродвигателя. Могут зависать щётки, загрязняться и окисляться коллектор якоря. Также может быть проблема в проводке. Проверяем, исправляем, если не помогло — заменяем двигатель. Еще может оборваться цепь в местах спайки монтажного блока либо цепь дополнительного резистора. Снова при помощи электросхемы выполняем проверку.

Если якорь движка медленно вращается, то окислился коллектор либо замкнуло обмотку якоря, и не работает печка ВАЗ. Проверяем потребляемый ток, в случаем замыкания он будет больше 4,5 А. Это ненормально. Также ток может повышаться из-за заедания вала.

В случае шума от электродвигателя проверьте, не заедает ли крыльчатка движка дефлектор. Бывает, что не работает печка на ВАЗ 2109 по причине перегрева добавочного резистора. Проверяем, где пережаты провода двигателя и устраняем проблему.

Выявлять и решать такие мелкие поломки нужно вовремя. Если дать печке работать с неисправностью, выйти из строя может вентилятор (моторчик печки) или весь отопитель. Тогда в любом случае потребуется либо замена моторчика печки, либо полная замена печки на ВАЗ 2109.

Вернуться к оглавлению

Замена вентилятора и демонтаж отопителя

Как выполнить замену вентилятора или полный демонтаж печки? Зачастую причина, почему не греет печка, кроется в том, что не работает вентилятор отопителя. Его замену можно выполнить своими руками без труда. Понадобится накидная головка, трещотка, отвертка и плоскогубцы.

Отрываем капот, демонтируем пять болтиков, которыми закрепляется резиновая накладка. Снимем её. Убираем уплотнительную резиночку, чтобы не мешала выдернуть защитный кожух моторчика. Всё, обеспечен доступ к вентилятору. Далее отвинчиваем болты крепления по бокам. Пока работы под капотом завершены, перемещаемся в салон.

Со стороны водителя просовываем руку под панелью, и открепляем штуцер плюсового контакта. Минусовая клемма закреплена гайкой, откручивать её не очень удобно из-за недостатка пространства. Когда гайка снята, моторчик полностью отсоединён, теперь вынимаем его под капотом. Снимать его тоже не совсем легко, под разными углами пробуем доставать. Заменив мотор новым, выполняем его установку в обратной последовательности. На этом замена вентилятора печки ВАЗ 2109 завершена.

Второй вопрос — как снять печку. Для этого необходимо ослабить хомуты и отсоединить шланги от патрубков крана. Эту процедуру нужно осуществить и изнутри салона, и со стороны моторного отсека. Гайки крепления крана также отворачиваем. Далее нужно снять кран со щита передка, его держатель тяги. Затем саму тягу нужно отсоединить от рычага.

Нужно демонтировать чехол, которым защищен рычаг переключения КПП и снять накладку облицовки на полу. После этого откручиваем винтик в туннеле облицовки, и, сдвинув саму облицовку назад, снимаем её. Далее следует демонтаж воздуховода внутренней вентиляции и отсоединение его от корпуса печки. Разъединяем проводку электродвижка, провода, которыми подсоединяется дополнительный резистор.

Справа осталось отвернуть гайки крепления печки. Отвернув их ключом, демонтируем непосредственно отопитель. Теперь печка изъята, можно выполнять ремонтные работы или тюнинг печки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий