Как проверить шаровую на ваз 2114, для чего нужна, конструкция, признаки неисправности

Шаровая опора служит для соединения ступицы колеса и рычага подвески. Это чрезвычайно важный элемент, благодаря которому возможен поворот колеса. Во многих отечественных автомобилях шаровая опора – болезненное место. Не понаслышке с этой проблемой знакомы владельцы автомобилей ВАЗ. Во время эксплуатации транспортного средства она подвергается серьёзным нагрузкам. Выход из строя шаровой во время движения может обернуться серьёзным дорожно-транспортным происшествием. Поэтому важно своевременно диагностировать и выявлять все проблемы автомобиля. Замена шаровой опоры – нелегкая задача для многих водителей. Как же самостоятельно осуществить смену вышедшей из строя детали?

Содержание

Что представляет собой шаровая опора в автомобиле?

image

Передние колеса автомобиля должны обладать большой степенью свободы во время поворота. Кроме всего прочего, поворотный кулак со ступицей также должен быть подвижен. Такая конструкция снижает ударные нагрузки на элементы подвески и обеспечивает постоянный контакт колес автомобиля с дорожным покрытием.

Внутри корпуса детали находится полимерный состав, благодаря которому возможно перемещение шара в различных плоскостях. Это перемещение «безлюфтовое», за счет чего обеспечивается постоянный установочный угол колес

Резьба необходима для закрепления шаровой опоры к другим деталям. Она соединяется с рычагом, и образовывает подвижные элементы подвески. Также в конструкцию шаровой входит специальный пыльник, выполненный из резинотехнического материала.

Причины износа шаровой опоры?

image

Так как этот элемент находится в основной части транспортного средства, он подвергается серьёзным нагрузкам. Нарушение функционирования детали может произойти по целому ряду причин. Но, в большинстве случаев, опора перестает справляться со своими функциональными обязанностями из-за увеличенного зазора между пальцем и полимерным составом. К прочим негативным факторам, влияющим на её состояние и продолжительность службы, стоит отнести:

  • Естественный износ пальца или самого корпуса
  • Неаккуратное передвижение по разбитым дорогам
  • В любой момент может произойти разрыв резинотехнического пыльника, что отрицательно повлияет на работу и ресурс шаровой опоры
  • Также в случае прорыва пыльника шаровая теряет смазку

Некачественные детали, как правило, служат намного меньше положенного срока. Чтобы не возникла преждевременная поломка ходовой системы, нужно придерживаться осторожного, размеренного стиля вождения. В момент подъезда к неровностям или разбитой дороге лучше всего сбавлять скорость автомобиля до минимума. Опытные автомеханики также настоятельно рекомендуют регулярно осматривать состояние пыльника.

Как проверить состояние детали?

Неисправную шаровую опору можно распознать по глухому стуку, который доносится из ходовой части автомобиля в момент движения по неровному покрытию. Сильный люфт и отклонение авто от прямолинейного курса также являются красноречивыми симптомами поломки. В случае выявления первых признаков, необходимо сразу же прибегнуть к замене шаровых опор.

На автомобилях без гидроусилителя руль станет намного туже поворачиваться в обе стороны. Такой же симптом характер поломке рулевой тяги и наконечников. Но, если проблема именно с шарниром, то для поворота руля необходимо будет применять значительно больше усилий, особенно на предельно низких скоростях, например, во время парковки или начала движения

Если во время поворота транспортного средства возникает сильный скрип, то, вероятней всего, деталь работает без смазки. Смазывающее вещество могло вытечь из-за поврежденного пыльника. Такой шарнир долго не прослужит, лучше всего осуществить его своевременную замену. Многих автовладельцев также интересует вопрос: как проверить шаровую опору без cъёмника?

Выполнить такую работу достаточно просто: необходимо вставить плоскую отвертку в промежуток между сошкой поворотного кулака и рычагом. Дальше нужно приложить усилия, и попытаться отсоединить детали друг от друга. За счет этого простого действия можно выявить даже незначительный люфт.

Какую шаровую опору выбрать?

Во время выбора новой шаровой опоры руководствуйтесь качеством изделия, репутацией изготовителя, и только в последнюю очередь – ценой. На отечественный автомобиль можно установить сравнительно недорогую новую деталь от российских производителей шарниров. Но при выборе нужно быть предельно аккуратным, часто под видом оригинальной детали недобросовестные продавцы продают подделку, срок службы которой в два раза меньше оригинала.

Изготовитель Стоимость Ресурс Особенность
БелМаг 600 руб 70 тыс. км Отличаются самым большим сроком службы, наиболее популярный и востребованный изготовитель шаровых опор на постсоветском пространстве
«Трек» 400 руб 60 тыс. км Изготавливаются из наиболее прочных материалов, способны выдержать критические ударные нагрузки
«Кедр» 390 руб 60 тыс. км Поставляются в запрессованном виде с антифрикционной смазкой

Но, все вышеназванные изготовители ориентированы, прежде всего, на такие марки автомобилей, как ВАЗ, ГАЗ и т.д. Владельцам иномарок в плане выбора комплектующего для ходовой части несколько сложней. Установка низкокачественного изделия может привести к серьёзной поломке подвески, что выльется в будущем в серьёзные финансовые затраты.

Рекомендуется обращать внимание на продукцию следующих производителей:

Изготовитель Страна Стоимость Ресурс Особенность
Febi Германия 700 руб 90 тыс. км Пожалуй, лучший вариант для импортного автомобиля. Отличительная особенность – использование цельнокованой технологии во время изготовления – 700 рублей
Sidem Бельгия 590 руб 85 тыс. км Высокое качество изготовления, использование водостойкой смазки и пыльника из хлоропропеновой резины
Nipparts Япония 490 руб 80 тыс. км Неплохой вариант для японских автомобилей, также выполняется из качественных материалов

После того, как новый экземпляр детали приобретен, можно приступать непосредственно к замене шаровой опоры на своем автомобиле.

Замена шаровой опоры

Проделать всю работу можно, как в собственном гараже самостоятельно, так и в сервисном центре, поручив весь инструмент в руки опытного механика. Стоимость замены шаровой зависит от конструкции конкретной марки автомобиля. Некоторые автовладельцы не знают, как снять шаровую, потому что она может быть запрессована к рычагу или закреплена заклепками. Чтобы её снять, потребуется затратить немало усилий, ведь придется высверливать заклепки и подбирать болты соответствующего диаметра. Поэтому вся работа может обойтись, как в одну, так и в несколько тысяч рублей.

Замена шаровой с помощью съёмника

Прежде чем подымать авто, нужно освободить крепежные элементы колеса без полного выкручивания. Для предотвращения отката машины под остальные три колеса подставляются кирпичи. Затем, вооружившись домкратом, поднимается та сторона машина, с которой необходимо заменить шаровую. Для безопасности лучше всего обзавестись «козлом».

Самостоятельная замена шаровой опоры со съёмником осуществляется так:

  1. Выкручиваем крепежные болты, демонтируем колесо
  2. Освобождаем гайки, которые закрепляют шаровую опору
  3. Берем специальный съёмник, вставляем его между корпусом опоры и рычагом
  4. Прилаживаем немного усилий, и совершаем движения по кругу для освобождения опоры
  5. Затем снимаем резиновый пыльник с нового экземпляра, наносим на него смазку, обрабатываем саму опору
  6. Устанавливаем новую деталь и собираем узел в обратной последовательности

Как видим, со съёмником выполнить работу намного проще. Но молоток нужно держать всегда под рукой. Если опора чересчур запрессована с рычагом, съёмник необходимо установить под небольшим углом и нанести по нему легкий удар молотком. А вот, что делать, если нет возможности раздобыть съёмник?

Замена шаровой без съёмника

Без съёмника, а только с одним молотком, работа проводится так:

  1. С пальца опоры откручиваем гайку до момента её сравнения с осью пальца
  2. Берем монтировку в одну руку и молоток в другую
  3. Одной рукой оттягиваем рычаг вниз, а второй наносим удары пока он не сдвинется вниз с пальца
  4. Когда рычаг опустился, освобождаем все гайки и демонтируем шаровую опору

Также ничего сложного, но придется потратить больше времени и усилий. В ходе выполнения работы желательно удалять остатки смазки со всех деталей, особенно с пыльника.

Заключение

Выполнить всю работу можно самостоятельно, сэкономив при этом денежные средства семейного бюджета. Достаточно соблюдать приведенную выше инструкцию, и, за несколько часов, даже начинающий водитель успешно справится с поставленной задачей. После замены шаровой необходимо проехать как минимум 10 тыс. км, а после проводить диагностику. Проверяется затяжка крепежных элементов, осматривается пыльник и устраняются остатки смазывающего вещества. Если во время движения машины всё равно доносятся посторонние звуки со стороны ходовой – лучше всего обратиться к мастеру за помощью.

Как отмечалось, шаровая опора это деталь, соединяющая ступицу колеса с рычагом подвески. Зачастую, речь об управляемых колесах, т.е. узел повсеместно применяется в передней подвеске. Использование шаровых опор позволило исключить перемещение колес в вертикальной плоскости и сохранить подвижность в горизонтальной.

К наиболее распространенным вариантам подвески можно отнести конструкцию, где колеса имеют по одной опоре, т.е. всего их две. Но в некоторых авто, в частности во внедорожниках, целесообразнее применять по две на колесо: верхнюю и нижнюю.

Упрощенно деталь можно представить в виде металлического пальца со сферическим элементом, обеспечивающим подвижность в корпусе опоры. Если же разобрать конструкцию подробнее, можно выделить несколько важных элементов:

  • Сам палец в виде стержня с шарообразной частью на одном конце и резьбой крепления в противоположном.
  • Цилиндрический корпус из металла с полостью под шарик, отверстием под стержень и креплениями.
  • Дно опоры содержит завальцовку под прижимную шайбу, на которой крепится вкладыш, выполненный из полимера.
  • Пыльник – эластичное приспособление из резины, герметизирующее корпус устройства для предотвращения попадания дорожной грязи.

В первоначальном варианте шар опоры поджимался подпружиненной пластиной, и конструкция требовала постоянной смазки. Нынешний вариант проще, так как содержит альтернативу в виде вкладыша, который сначала выполнялся из пластика, а позже из более износостойкого материала вроде нейлона.

Можно догадаться, что во время езды на данный элемент ложится каждый удар дорожной поверхности, а значит, в отечественных реалиях он испытывает огромные нагрузки. Вот почему так важно, чтобы шаровые опоры было легко менять. К причинам поломки данного узла можно отнести:

  • Повреждение пыльника. Игнорируя проверку этого важного элемента, можно незаметить, как в трещину начнет просачиваться песок и различный дорожный мусор в виде частиц абразива. Так, как пыльники делаются из резины, они особенно подвержены износу при низких, или наоборот, высоких температурах.
  • Бездорожье. К сожалению, данный фактор является критичным в наших реалиях из-за чего приходится менять не только опоры, но и другие элементы в разы чаще.
  • Выработка смазки. Логично, что при возникновении трения стоит добавить смазку, в противном случае узел будет изнашиваться сильнее.
  • Разбалтывание. При эксплуатации вкладыш и палец будут неизбежно стачиваться, это увеличит зазор вплоть до того, что опорный стержень выскочит из гнезда.

Учитывая дороги на просторах СНГ, сложно ориентироваться на ресурс, указанный производителем. Он в свою очередь, зависит от вкладыша: как правило, такие запчасти могут прослужить и 150 тысяч пробега и 15. К примеру, ранее в ВАЗ ресурс составлял порядка 20 тысяч. Радует, что узел не выходит из строя внезапно, позволяя заранее распознать изношенные опоры.

Первые признаки неисправности проявятся при:

  • Шум из подвески. Звуки из передней части авто могут доноситься уже при преодолении лежащих полицейских или ям на 30км/ч. Это может свидетельствовать как о полном износе вкладыша, так и о недостатке смазки.
  • Раскачивание колеса. При возникновении люфта в узле можно заметить раскачивание, что очень опасно, так как во время наклона есть вероятность того что колесо вывернет.
  • Неравномерный износ шин. Возникает при нарушении развала-схождения. Фактор может свидетельствовать и о других проблемах подвески, но при его возникновении стоит начать проверку с шаровых опор.
  • Машину уводит во время торможения. Как и в предыдущем случае, симптом может говорить о разных неполадках подвески.
  • Скрипы. Которые могут возникать при повороте руля.

Примечательно, что в зимний период шум шаровой опоры – допустимое явление, возникающее вследствие того, что смазка еще не успела разогреться. Но если спустя некоторое время шум так и не исчезает, это говорит о неполадках.

Читайте также: Что такое подвеска MacPherson и как она работает.

При возникновении симптомов неисправности шаровой опоры, стоит воспользоваться услугами сервиса или же провести самостоятельную проверку. Правда, без подъемника или домкрата не обойтись.

  1. Осмотр. Визуальное состояние может многое сказать о положении запчасти: трещины в пыльнике – явный признак засоренности узла.
  2. Покачивание. Если визуальных дефектов не найдено, стоит взяться за края колеса и качать его вертикально. Нужно отметить, что поломка будет проявлена только в определенном положении, поэтому лучше, если кто-то будет поворачивать руль. Опять же, люфты могут говорить и о других проблемах.
  3. Проверка монтировкой. Плоский конец монтировки заносится в щель между рычагом и поворотной цапфой: если давить на рукоять можно проверить наличие люфта или щелчков, которые легко передаются в рукоять.

В некоторых моделях для этого предусмотрены диагностические отверстия, через которые легко измерить износ.  И все же стоит отметить, что окончательный диагноз может осуществляться при извлечении опоры. Достаточно пошевелить наконечник в стороны и убедиться в наличии люфта. Своевременное диагностирование опор очень важно, так как это может обезопасить от происшествий в дороге.

Читайте также: Устройство и предназначение опорного подшипника передней подвески.

Водители автомобилей > Полезная информация > Автоустройства > Подвеска > Как проверить шаровую опору на своем автомобилеbefore—>

За сто с лишним лет, прошедших с момента появления первых автомобилей, в их конструкцию было внесено тысячи изменений. В стремлении к совершенству, разработчики отвергали одни технические решения и заменяли их другими.

p, blockquote1,0,0,0,0—> p, blockquote2,0,0,0,0—>

Постепенно, шаг за шагом, сформировался современный автомобиль, состоящий из множества узлов и агрегатов, надёжность устройства которых проверена годами. Одним из таких узлов является шаровая опора.

p, blockquote3,0,0,0,0—> p, blockquote4,0,0,0,0—>

Эта деталь прижилась в конструкции шасси многих машин. Технологически простая и надёжная, она обеспечивает автомобильному колесу высокую степень подвижности. Её исправность одинаково важна для работы и подвески, и рулевого управления.

p, blockquote5,0,0,0,0—>

Что такое шаровая опора в машине

h21,0,0,0,0—> p, blockquote6,0,0,0,0—>

Устройство шаровой опоры легко понять, если посмотреть на размещённый для наглядности рисунок:

p, blockquote7,0,0,0,0—> p, blockquote8,0,0,0,0—>

В наиболее часто встречающемся варианте исполнения шаровая опора состоит из следующих важных для её работы частей:

p, blockquote9,0,0,0,0—>

  1. Корпус шаровой опоры. Он выполняется из не слишком дорогостоящего металла, обладающего достаточной прочностью и вязкостью.
  2. Вставка из материала, обладающего высокой прочностью, способного выдерживать как ударные нагрузки и стойко противостоящего истиранию.
  3. Яблоко шаровой опоры. Именно эта деталь принимает на себя основные нагрузки.
  4. Стопорное кольцо, фиксирующее яблоко и прочную вставку внутри корпуса.
  5. Конической формы наконечник, через который опора соединяется с поворотной цапфой колеса. Он изготавливается заодно с яблоком.
  6. Пыльник, обеспечивающий защиту важных компонентов узла от попадания пыли и грязи. Внутрь пыльника помещается тугоплавкая смазка.
  7. Резьбовая часть конического наконечника, благодаря которой опора и поворотная цапфа надёжно соединяются.
  8. Фланец с отверстиями под болты. Он изготовлен заодно с корпусом и служит для фиксации всего узла на рычаге подвески.

В результате получается подвижный в трёх плоскостях шарнир. Он не требует обслуживания в процессе эксплуатации, в отличие от применявшихся ранее элементов шкворневой подвески, которые было необходимо регулярно смазывать.

p, blockquote10,0,0,0,0—>

Видео — что такое шаровая опора и для чего она нужна:

p, blockquote11,0,0,0,0—>

p, blockquote12,0,0,0,0—>

Изготовители крепят такой узел к рычагу с помощью специальных заклёпок. Технология ремонта предусматривает их высверливание, чтобы новую деталь можно было установить на болты.

p, blockquote13,0,1,0,0—> adsp-pro-1—>

Особенности отдельных конструкций

h22,0,0,0,0—> p, blockquote14,0,0,0,0—>

Как уже было сказано выше, это лишь самый распространённый вариант исполнения шаровой опоры. Но могут быть и, что называется, варианты.

p, blockquote15,0,0,0,0—>

  • разборная шаровая опора.
  • шаровая опора, изготовленная заодно с рычагом.

Для всех вариантов исполнения применяется одинаковая методика обнаружения неисправности.

p, blockquote16,0,0,0,0—>

Видео — как работает шаровая опора при движении автомобиля:

p, blockquote17,0,0,0,0—>

p, blockquote18,0,0,0,0—>

Важно: несмотря на свою простоту и надёжность, шаровая опора имеет ограниченный срок службы. Чем хуже качество покрытия дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, тем больше шансов, что деталь раньше времени выйдет из строя. Выход этого важного узла из строя может стать причиной серьёзной аварии. Следует выявлять неисправность на ранней стадии её появления.

p, blockquote19,0,0,0,0—>

Признаки неисправности шаровой опоры

h23,0,0,0,0—> p, blockquote20,0,0,0,0—>

Основными признаками неисправности шаровой опоры принято считать:

p, blockquote21,0,0,0,0—>

  • характерный стук, появляющийся при прохождении поворотов. В некоторых случаях может даже возникать ощутимое биение рулевого колеса;
  • боковое биение колеса, приводящее к износу протектора. В этом случае шина изнашивается неравномерно, как бы клоками;
  • нарушение параметров развала и схождения. Это приводит к равномерному одностороннему износу протектора;
  • возрастание усилия на рулевом колесе;
  • щелчки в подвеске и увод машины в сторону при торможении.

Но проблема в том, что аналогичные симптомы появляются при неисправности и других деталей подвески.

p, blockquote22,0,0,0,0—>

Видео — проверка шаровой опоры на Матизе:

p, blockquote23,0,0,0,0—>

p, blockquote24,0,0,0,0—>

Прежде чем приступать к ремонту, следует убедиться в необходимости замены именно шаровой опоры. Это поможет сберечь немало времени и средств.

p, blockquote25,0,0,0,0—>

Что потребуется для самостоятельной проверки

h24,0,0,0,0—> p, blockquote26,1,0,0,0—>

В ситуациях, когда специализированный сервисный центр по каким-то причинам недоступен, желательно знать, как можно самостоятельно проверить шаровые опоры на своём автомобиле.

p, blockquote27,0,0,0,0—>

Для этого понадобится следующее:

p, blockquote28,0,0,0,0—>

  • подъёмник или смотровая яма. На худой конец можно обойтись и без них, но это серьёзно затруднит проведение обследования;
  • домкрат. Он необходим в том случае, когда нет возможности воспользоваться подъёмником;
  • монтировка. Плоский конец такого инструмента должен легко входить в пространство между поворотной цапфой и шаровой опорой;
  • надёжный подпор. Его размер должен быть таким, чтобы подпор легко устанавливался в пространство между нижней точкой корпуса опоры и полом;
  • комплект гаечных ключей. Их тип и размер выбирается с учётом варианта исполнения узла;
  • съёмник шаровых опор. Его тип зависит от модели автомобиля.

В интернете можно найти информацию с прямыми указаниями на то, какого размера должны быть гаечные ключи и типы съёмников. Иногда такая информация вводит людей в заблуждение. Размер и характер крепежа может отличаться даже для деталей, устанавливаемых на автомобили одной модели. Всё зависит от конкретного производителя запасной части.

p, blockquote29,0,0,0,0—> adsp-pro-7—>

Осторожно! Производить работы, если автомобиль стоит на мягком грунте, бесполезно и небезопасно. Диагностика проводится на твёрдом покрытии.

p, blockquote30,0,0,0,0—>

Как проверить шаровую опору самостоятельно

h25,0,0,0,0—> p, blockquote31,0,0,0,0—>

На сегодняшний день наибольшее распространение получила подвеска системы Мак-Ферсона. Шаровые опоры располагаются только в нижней её части. Такой вариант мы и возьмём для рассмотрения.

p, blockquote32,0,0,0,0—>

Для автомобилей, оснащённых подвеской на двух поперечных рычагах, следует применять тот же алгоритм поиска неисправности, с той лишь разницей, что придётся проверять не только нижние, но и верхние шаровые опоры.

p, blockquote33,0,0,0,0—> p, blockquote34,0,0,0,0—> p, blockquote35,0,0,0,0—>

Последовательность действий

h31,0,0,0,0—>

Проверка шаровых опор производится в следующей последовательности:

p, blockquote36,0,0,0,0—>

1. Предварительно выполняется визуальный осмотр узла. Повреждение пыльника говорит о том, что деталь, скорее всего, придётся заменить. Ради экономии можно попытаться обойтись заменой пыльника. Но такой ремонт не всегда даёт желаемый результат. Попавшая внутрь шарнира пыль губительна для его конструкции. Если внешних признаков повреждений не обнаружено, следует перейти к следующему пункту диагностики.

p, blockquote37,0,0,0,0—>

2. С помощью подъёмника или домкрата автомобиль поднимают и размещают под корпусом опоры приготовленный заранее упор. Лучше всего использовать регулируемую по высоте подставку-треногу.  После этого машину немного опускают вниз, создавая нагрузку на шаровую опору. Колесо при этом должно находиться в воздухе и свободно вращаться.

p, blockquote38,0,0,0,0—>

3. Взявшись за верхний и нижний края колеса, его покачивают в вертикальной плоскости. Лучше всего, если при этом кто-то будет осторожно и плавно поворачивать руль. Выработка может дать знать о себе только при определённом положении колеса. Обнаружив люфт, не торопитесь с выводами. Он может быть вызван выходом из строя или слабой затяжкой ступичного подшипника, повреждением сайлентблоков рычага или иными причинами. Это лишь повод для того чтобы перейти к следующему этапу проверки.

p, blockquote39,0,0,1,0—>

4. Вставив плоский конец монтировки в щель между поворотной цапфой и рычагом, давим на рукоять и наблюдаем за деталями шаровой опоры. Если узел исправен, никакого люфта быть не должно. Щелчки или постукивание при нажатии, передающиеся на рукоять монтировки, также сигнализируют о неисправности.

p, blockquote40,0,0,0,0—>

Видео — как проверить шаровую опору и рулевые наконечники:

p, blockquote41,0,0,0,0—>

p, blockquote42,0,0,0,0—> adsp-pro-2—>

Окончательный диагноз

h32,0,0,0,0—>

Чтобы окончательно убедиться в том, что деталь вышла из строя, придётся разобрать подвеску, отсоединив шаровую опору от поворотной цапфы. Это делается следующим образом:

p, blockquote43,0,0,0,0—>

  • машина устанавливается на подъёмник или домкрат и поднимается;
  • снимается колесо, чтобы обеспечить свободный доступ к узлу;
  • отворачивается гайка, крепящая опору к цапфе. С этим могут возникнуть определённые трудности. Если на наконечнике нет захвата под ключ, он может проворачиваться вместе с гайкой. Приходится вставлять монтировку между рычагом и цапфой и, создавая давление, удерживать наконечник от вращения;
  • с помощью специального съёмника конус извлекается из посадочного места на цапфе.

Внимание! Не стоит пытаться извлекать посадочный конус при помощи молотка. Результатом подобного ремонта может стать повреждение исправной детали.

p, blockquote44,0,0,0,0—>

После того как опора извлечена, её состояние проверяют, взявшись за конический наконечник и пошевелив его из стороны в сторону. Шарнир может вращаться свободно, но при отсутствии люфта это не повод считать узел вышедшим из строя.

p, blockquote45,0,0,0,0—>

Видео — как проверить подвеску самому:

p, blockquote46,0,0,0,0—>

p, blockquote47,0,0,0,0—>

Особенно это касается элементов, изготовленных заодно с рычагом. Но если имеется даже незначительный люфт, узел необходимо заменить или, в случае с разборными шаровыми опорами, отремонтировать.

p, blockquote48,0,0,0,0—>

Научившись определять неисправность шаровых опор, автовладелец обезопасит себя от возможных поломок в дороге, и сможет перейти к освоению следующего этапа работ – замене вышедших из строя деталей.

p, blockquote49,0,0,0,0—>

Анализируя причины стука в передней подвеске, можно сказать, что они могут могут возникать из-за неисправности различных деталей и все их нужно будет проверять.

Смотрите для чего нужна катушка зажигания и как ее проверить.

Как проверить датчик ABS https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/kak-proverit-datchik-abs.html тестером

p, blockquote50,0,0,0,0—>

Видео — замена шаровой опоры на Форд Фокус 2:

p, blockquote51,0,0,0,0—> p, blockquote52,0,0,0,1—>

after—>

Подвеска является одним из самых важных узлов транспортного средства. За ее состоянием необходимо постоянно следить, потому что поломка даже самого маленького элемента подвески способна стать огромной проблемой. Именно шаровая опора является одной из небольших, но крайне необходимых деталей подвески. Как и все элементы транспортного средства, иногда она нуждается в замене. Несомненно, вы можете прибегнуть к помощи профессионалов и произвести замену шаровых опор на СТО. Однако, данное мероприятие вполне выполнимо и в условиях гаража, для чего автовладельцу понадобится немного времени, терпения и специальный съемник для шаровых опор.

Полезные советы

image

Срок службы опоры, зачастую, зависит от массы факторов и в среднем составляет от 15 до 120 тыс. километров. Жизнь шаровой опоры способна сократить даже минимальная трещинка в пыльнике. Сквозь нее в шарнир может проникать вода, песок и грязь. Чтобы предотвратить поломку шаровой опоры, следует контролировать состояние резинового защитного чехла. Желательно делать это на эстакаде либо смотровой яме.

Чтобы шаровые опоры дольше прослужили, нужно осторожно ездить по разбитому дорожному покрытию и вовремя менять поврежденные пыльники. Не забывайте, что любые механизмы и узлы транспортного средства требуют регулярного ухода и ремонта. Больше информации о замене шаровых опорах вы можете узнать из данного видео.

Удачная конструкция — залог успеха

Итак, пора выяснить, в чём же секрет шаровой опоры, а для этого рассмотрим её конструкцию. Скажем прямо — ничего сверхъестественного в ней нет, а даже наоборот — на редкость простой механизм.

Среднестатистическая шаровая опора современного авто состоит из таких элементов:

  • стержень с шарообразным наконечником с одной стороны и элементом крепления к рычагу подвески с другой;
  • металлический корпус цилиндрической формы;
  • полимерный вкладыш;
  • прижимная шайба, которая закрепляет предыдущую деталь в корпусе;
  • пыльник — резиновая оболочка, обеспечивающая её герметичность.

image

Как мы видим, ничего сложного, и прилагаемая иллюстрация вполне доходчиво даёт нам понять, как всё устроено.

Современные шаровые опоры это расходники, то есть необслуживаемые и в случае выхода из строя подлежат только замене.

Ранее конструкторы более рационально подходили к этим деталям, и снабжали их специальными отверстиями, через которые можно было запрессовать смазку внутрь, но в наше время это неактуально, ведь благодаря высокопрочным пластикам, используемым для вкладышей, эти элементы подвески без проблем могут отъездить до 150 тысяч километров.

Классическая конструкция шаровых

Стандартное устройство шаровой опоры предполагает наличие основных составных частей:

  • металлический корпус;
  • палец с шаровой головкой;
  • поджимная пружина;
  • гофрированный прорезиненный пыльник.

Внутрь на заводе-изготовителе набивали достаточное количество смазочного материала. Качественной смазки хватало на длительный пробег. При каждом ТО механики должны проверять сохранность пыльника и качество/объем смазочного материала, а по необходимости с помощью масленки нужное количество допрессовывается. В поздних моделях часть металлических изделий заменена была на пластиковые аналоги. Также внутри теперь не находятся пружины (от них избавились за ненадобностью). Сферическая головка пальца теперь обкатывается в полусфере из вкладышей. В современных моделях последние изготавливают уже не из пластика, а более выносливого и прочного нейлона. Производители стали выпускать два типа шаровых, поэтому опоры бывают обслуживаемые и необслуживаемые. На большинстве новых машин находится второй тип узла. В нем отсутствует возможность разборки и встроена масленка для добавки смазки. Иногда встречаются промежуточные типы, относящиеся к неразборным вариантам конструкции, но обладающие масленкой.

Признаки неисправности шаровой опоры

Можно догадаться, что во время езды на данный элемент ложится каждый удар дорожной поверхности, а значит, в отечественных реалиях он испытывает огромные нагрузки. Вот почему так важно, чтобы шаровые опоры было легко менять. К причинам поломки данного узла можно отнести:

  • Повреждение пыльника. Игнорируя проверку этого важного элемента, можно незаметить, как в трещину начнет просачиваться песок и различный дорожный мусор в виде частиц абразива. Так, как пыльники делаются из резины, они особенно подвержены износу при низких, или наоборот, высоких температурах.
  • Бездорожье. К сожалению, данный фактор является критичным в наших реалиях из-за чего приходится менять не только опоры, но и другие элементы в разы чаще.
  • Выработка смазки. Логично, что при возникновении трения стоит добавить смазку, в противном случае узел будет изнашиваться сильнее.
  • Разбалтывание. При эксплуатации вкладыш и палец будут неизбежно стачиваться, это увеличит зазор вплоть до того, что опорный стержень выскочит из гнезда.

imageУчитывая дороги на просторах СНГ, сложно ориентироваться на ресурс, указанный производителем. Он в свою очередь, зависит от вкладыша: как правило, такие запчасти могут прослужить и 150 тысяч пробега и 15. К примеру, ранее в ВАЗ ресурс составлял порядка 20 тысяч. Радует, что узел не выходит из строя внезапно, позволяя заранее распознать изношенные опоры.

Первые признаки неисправности проявятся при:

  • Шум из подвески. Звуки из передней части авто могут доноситься уже при преодолении лежащих полицейских или ям на 30км/ч. Это может свидетельствовать как о полном износе вкладыша, так и о недостатке смазки.
  • Раскачивание колеса. При возникновении люфта в узле можно заметить раскачивание, что очень опасно, так как во время наклона есть вероятность того что колесо вывернет.
  • Неравномерный износ шин. Возникает при нарушении развала-схождения. Фактор может свидетельствовать и о других проблемах подвески, но при его возникновении стоит начать проверку с шаровых опор.
  • Машину уводит во время торможения. Как и в предыдущем случае, симптом может говорить о разных неполадках подвески.
  • Скрипы. Которые могут возникать при повороте руля.

Примечательно, что в зимний период шум шаровой опоры – допустимое явление, возникающее вследствие того, что смазка еще не успела разогреться. Но если спустя некоторое время шум так и не исчезает, это говорит о неполадках.

Диагностика и замена

Если при непосредственном повороте руля транспортного средства автомобилисту нужно прилагать особые усилия или возникает характерный скрип, то скорее всего возникли проблемы с опорой шаровой. Кроме того об этом же будет свидетельствовать и возникновение стука при передвижении автомобиля на небольших скоростях при неровных поверхностях. Еще один признак выхода из строя опор шаровых – это виляние и неустойчивость передних колес при непосредственном передвижении по прямой. Иным признаком данной проблемы является неравномерный износ шин транспортного средства.image

Вполне является ясным, что быстрая и качественная замена всего устройства шаровой опоры будет возможной лишь при помощи и эксплуатации профессионалов. Тем не менее, многие автолюбители отдают предпочтение собственному труду и работе. В современном мире вопрос о производстве шаровых опор черпает ответ в тезисе о том, что это высокотехнологический процесс, который позволяет добиваться высокой степени надежности и стойкости. Тем не менее, замена данного устройства является одним из самых распространенных видов ремонта автомобиля. Ситуация, конечно же, никоим образом не сможет измениться, пока не изменится качество наших отечественных дорог.

Способы крепления

Основные отличия между современными сферическими шарнирами заключаются не столько в конструкции, сколько в способах крепления. Это связано с затратами трудоемкости при обслуживании, замене. Наиболее оптимальным вариантом, приемлемым для автовладельца, принято считать фиксацию корпуса шарнира к рычагу подвески за счет резьбового или заклепочного соединения. Способ позволяет при необходимости быстро демонтировать изношенный узел.

image

Позже от подобного способа производители стали отказываться в пользу интеграции рычага в подвеску. Данная конструкция имела недостаток, так как приходилось менять рычаг в сборе, даже если он не изношен. Преимущество заключалось в облегчении конструкции. Хотя есть мнение, что подобную систему пролоббировали маркетологи в угоду увеличения прибыли от продажи запчастей, ведь требуется менять рычаг в сборе. Некоторые автопроизводители пошли на компромисс и отказались от жесткой фиксации к рычагу. Альтернативой выступило стопорное кольцо. Опору лишь впрессовывали в рычаг. Примерами служат автомобили Jeep Patriot либо Opel Zafira C. В таком случае для замены потребуется пресс или иной тип силового воздействия.

Фиксация на поворотном кулаке

Если опора располагается на рычаге, то ее могут крепить к поворотному кулаку. Такие особенности характерны для шаровой на рычаге. Конструкция может иметь три варианта:

  • резьбовой палец соединяется и крепится гайкой, которую необходимо шплинтовать;
  • для крепежа используется самоконтрящаяся гайка, в которой имеется внутреннее стопорное кольцо;
  • установлен стяжной болт, который встречается редко, например, на Hyundai Santa Fe с 2006 г.

Последний пункт является менее приемлемым, так как при поломке и необходимости в замене, может оказаться, что резьбы закисли. Негативным фактором служит необходимость в специальном клине, применяемом для разжатия концов кронштейна кулака, где зафиксирован палец шаровой. Порой даже в замечательных конструкциях подвески немецких машин прикипевшие болты создают много трудностей во время разборки. Спасти ситуацию не удается нагревом кулака или заморозкой болта. Даже десятитонное усилие от гидравлического пресса не позволяет выпрессовать болт. Приходится расставаться, например, владельцам Audi A6 с суммами эквивалентными 400-500 долларам. В отдельных случаях инженеры переносят шарнир на поворотный кулак от рычага. Хотя подобное решение не добавляет ремонтопригодности. Тогда есть несколько способов фиксации:

  • крепеж болтами;
  • запрессовывание;
  • в кронштейне кулака применение стяжного болта.

В каждом случае имеются как достоинства, так и недостатки.

image

Инструмент для выкручивания опоры

Рассмотрим мы еще один тип, который используется не для выпрессовки пальца, а для извлечения самой опоры.

Дело в том, что на ряде авто (Пежо, Ситроен) шаровая опора вкручивается в рычаг. Со временем резьбовое соединение закисает, и выкрутить данный элемент подвески достаточно сложно без специального инструмента.

Но необходимые съемник можно и самостоятельно изготовить, а не тратить деньги на заводской.

Изготавливается он из толстостенной трубы на 2’’ длиной 8-9 см.

image

С торца этой трубы необходимо сделать 4 шипа шириной 5 мм и высотой 7 мм, расположенных под углом 90 град относительно друг друга.

image

То есть должно получиться на торце трубы 4 выступа равномерно распределенных по окружности. Сделать это можно при помощи ножовки по металлу и напильника или же «болгаркой».

С другого торца делаем прорези на глубину 3 см, деля окружность трубы на 8 частей.

Затем эти лепестки при помощи молотка подгибаем к центру, значительно уменьшая диаметр.

Берем гайку на 24, и привираем ее к торцевой части, а затем сварочным аппаратом заделываем проделанные прорези.

Работать таким съемников достаточно удобно – надеваем его на опору, так, чтобы шипы вошли в специальные пазы на корпусе опоры.

При этом палец пройдет сквозь изготовленный инструмент, что позволит на него накрутить стопорную гайку, тем самым фиксируя съемник. Остается только ключом на 24 за приваренную гайку выкрутить опору.

Неисправности и их симптомы

Конечно же, не всегда шаровые опоры радуют своих владельцев безупречной работой на протяжении сотен тысяч километров. Иногда им становится плохо гораздо раньше. В чём же может быть причина? Как правило, их три:

  • повышенные ударные нагрузки — вполне логично, шаровым, да и многим другим деталям ходовой станет не по себе, если отчаянно прыгать на автомобиле по кочкам, нырять в ямы или ещё каким-либо образом проверять её на прочность;
  • высыхание смазки — именно поэтому раньше данные детали делали обслуживаемыми, но в настоящее время эта причина не сильно распространена;
  • разрушение пыльника и, как следствие, потеря герметичности. В свою очередь пыль и грязь попадает внутрь узла, разрушая его.

О том, что вас ждёт замена шаровой опоры, могут говорить определённые симптомы, игнорировать которые просто нельзя. Среди них такие:

  • стук при проезде по неровностям на небольшой скорости;
  • скрипы при повороте руля;
  • неустойчивое поведение автомобиля при движении прямо;
  • увеличившийся износ покрышек.

Конечно же, не всегда эти признаки говорят именно о проблемных шаровых опорах, но, в любом случае, при их появлении нужно незамедлительно ехать в сервис (СТО), там опытные мастера смогут поставить окончательный и правильный диагноз.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий