Как самому поменять наконечник тяги рулевой в автомобиле ВАЗ-2107

Содержание

Процесс замены рулевых наконечников. Вступление и инструменты

К выполнению работ по замене рулевых наконечников необходимо подойти ответственно, ведь езда с неисправными наконечниками может привести к печальным последствиям

Также следует обратить внимание и на крепления самих наконечников к поворотным кулакам

Крепления наконечников к поворотным кулакам бывают двух типов:

  • устанавливаемые шпилькой вниз в поворотный кулак — закрытого типа (с закрытым внешним корпусом, не имеющего гайки сверху);
  • устанавливаемые шпилькой наверх — открытого типа (с внешним корпусом, оснащенным фиксирующими гайками).

В зависимости от того, какой тип наконечников установлен на автомобиле будет варьироваться и набор необходимых инструментов. Так, для наконечников закрытого типа, устанавливаемых шпилькой вниз в поворотный кулак, потребуется специальный съемник, работая которым наконечник можно будет легко «выдавить» из поворотного кулака. Некоторые умельцы обходятся без съемника, орудуя молотком, но от подобных манипуляций лучше воздержаться.

Итак, для замены выполнения работ потребуется следующий набор инструментов:

  • домкрат;
  • балонный ключ;
  • набор рожковых ключей и торцевых головок;
  • смазка WD-40 или другая аналогичная;
  • корщетка;
  • съемник (для наконечников закрытого типа);
  • молоток (на всякий случай).

Процесс замены рулевых наконечников. Выполнение работ

В первую очередь повторяем манипуляции указанные выше (как при диагностике наконечников), а именно — домкратим автомобиль с необходимой стороны и вывешиваем колесо. Затем балонным ключом откручиваем колесо и снимаем его, доступ к наконечнику, рулевой тяге и кулаку свободен.

Теперь используем корщетку и тщательно очищаем места крепежных гаек на тяге и наконечнике, после чего наносим на них смазку WD-40 или любой другой жидкий ключ. Выжидаем несколько минут и начинаем откручивать гайку со стороны рулевого тяги.

ВНИМАНИЕ ! Для откручивания стопорящей гайки на рулевой тяге нужно дополнительно зафиксировать её вторым ключом (на тяге есть отдельное несъемное крепление для этого). Гайку, стопорящую рулевой наконечник следует открутить ровно на 1-1.5 оборота и запомнить её месторасположение

Это необходимо, чтобы установить новый наконечник и соблюсти хотя бы примерные показатели сход-развала.

Далее — в зависимости от типа наконечников откручиваем фиксирующие их гайки. С наконечниками открытого типа, устанавливаемыми шпилькой вверх все просто. Достаточно только отвернуть крепежную гайку, после чего путем постукивания молотком по шпильке и небольшого покачивания поворотного кулака извлекаем шарнирную часть наконечника. После чего остается лишь открутить сам рулевой наконечник с рулевой тяги.

На наконечниках закрытого типа (с гайкой снизу) процесс извлечения шарнирной части из поворотного кулака очень похож: сначала немного отвинчиваем гайку и в это месте (между гайкой и кулаком) вставляем язычок съемника. Нижней частью съемник упирается в саму шпильку и во время его закручивания происходит как бы выдавливание наконечника из кулака. Если же съемника нет, то гайку необходимо открутить полностью, после чего с помощью молотка начать покачивать и выстукивать поворотный кулак, постепенно вытягивая шарнирную часть из кулака. Как только наконечник будет извлечен из кулака — откручиваем его от тяги, на этом процедура завершена.

Теперь остается лишь установить новые наконечники на место, однако перед этим необходимо измерить их длину (относительно старых). Руководствуясь полученными размерами наконечников следует подтянуть или наоборот — ослабить фиксирующую наконечник гайку на рулевой тяге. В остальном процесс установки новых рулевых наконечников абсолютно идентичен их снятию: повторяем все в обратном порядке и закручиваем все гайки. Процедура окончена, после этого необходимо отправится на стенд и выполнить манипуляции по сходу-развалу.

Срок службы рулевых наконечников

Снятие рулевой тяги с автомобиля Лада Гранта

На этом моменте многие автолюбители могут возразить, мол, по регламенту то наконечники меняются реже — на пробегах от 50 000 — 60 000 километров. И они будут правы, но только отчасти.

Суровая действительность и отечественные дороги, в буквальном смысле накладывают определенный отпечаток на подвеску автомобиля. Некачественное дорожное покрытие, повышенная влажность, пыль, грязь, химические реагенты — все это сильно отражается на состоянии элементов подвески и рулевого управления. И наконечники в данной ситуации не становятся исключением, поэтому проблема их поломки на пробегах от 20 000 — 30 000 километров — вещь вполне обыденная для многих продвинутых автолюбителей.

Распространенная неисправность наконечников рулевых тяг

Lada Priora hatchback Logbook Ремонт рулевой рейки

На новых транспортных средствах рулевые наконечники очень редко выходят из строя, равносильно, как и, на автомобилях с пробегом при установке новой детали. Поскольку элемент находится в исправном состоянии, его тефлоновый вкладыш еще не разрушен, следовательно, он плотно фиксирует палец, полностью исключая люфт. Интенсивная эксплуатация автомобиля вызывает естественный износ вкладыша, из-за чего он уже не может удерживать шаровый палец, что является причиной возникновения люфта наконечника и ухудшения управления.

Важно! Пренебрежение своевременной заменой неисправного наконечника обязательно приведет к повреждению рулевой тяги. Не трудно представить, к чему это может привести во время движения на большой скорости

Поэтому, неисправная деталь подлежит срочной замене.

Как проверить рулевые наконечники Несколько полезных советов

Замена рулевой рейки Вито W639

AutoFlit.ru

Замена рулевых тяг на ВАЗ 2107. Классика всегда требует ремонта

  • в рулевой система появились стучащие звуки, которых раньше не было;
  • руль начал дергаться в руках, словно пытаясь вырваться (особенно, хорошо заметно при езде по ровной трассе, где такого явления быть не должно априори;
  • заметно увеличился люфт руля. Если он вырос в вертикальном направлении – накрылась шаровая опора или подшипник ступицы, если в горизонтальном – проблема с рулевым наконечником;
  • сама баранка проворачивается туго;
  • машина на дороге пытается уйти с траектории (ведет влево или вправо).

image

Среди признаков неисправностей следует отметить:

  • Сторонние шумы, стуки подвески.
  • Люфт рулевого колеса.
  • Тугое вращение руля.

Симптомы неисправности рулевых тяг ВАЗ 2101 2107

  1. Стук со стороны передней подвески — довольно неприятный симптом, особенно заметный при проезде небольших неровностей на умеренной скорости. Хотя появления стука со стороны передней подвеске может свидетельствовать о неисправности и других элементов подвески — шаровых опор, стоек стабилизаторов, сайлентблоков и тп.
  2. Увеличение свободного хода рулевого колеса. Тут я думаю и так понятно, что это видно, когда при повороте руля колеса остаются недвижимыми. Также это затрудняет управление на большой скорости, приходится часто подрулевывать удерживая курс.

Так как же все-таки определить неисправность рулевых тяг? Я не буду рассматривать специальные приспособления, которыми пользуются профессионалы при диагностике неисправности, рассмотрим старые но верные способы. Первый из них, установить автомобиль на ровной площадке, желательно на яме, просто взять тягу рукой и покрутить по оси — если вы усилием руки сможете провернуть тягу, то тягу быстро на замену. Еще один способ заключается в проворачивании рулевого колеса туда-сюда и одновременным упором ногой в колесо — если наконечники неисправны, то вы почувствуете щелчки и зазоры, это сложно объяснить, надо пробовать. Еще последний мне известный способ с помощником, помощник покачивает руль в две стороны, а вы тем временем берете рукой проверяемый шарнир и почувствуете наличие зазора — соседние тяги двигаются не синхронно. Если зазор есть — то необходимо заменять наконечники.

Замена наконечников рулевых тяг ВАЗ 2101 — 2106

Замена является операцией не слишком тяжелой, но требующей определенных навыков. Можно пойти двумя путями: использовать заводской съемник; выбить тягу подручными средствами. Съемник призван облегчить извлечение пальца рулевого наконечника с сошки поворотного колеса, который при длительной езде прикипает и зажимается в конусе очень плотно.

image

Съемник наконечников рулевых тяг

Работать съемником довольно просто — он одевается на головку наконечника и путем вворачивания болта выдавливается палец рулевого наконечника. Облегчить этот процесс можно предварительно обработав соединение жидкостью типа ВД-40 или простучав через мощную наставку сошку в месте входа пальца молотком.

Второй вариант заключается в нагружении рулевой тяги усилием с помощью ломика и резким ударам молотком (возможно с наставкой, кому как удобно) по сошке поворотного кулака. Не переусердствуйте, существует возможность появления повреждений сошки.

Сюда бить молотком

Так выбивается и внутренний и внешний наконечник рулевой тяги. После того как тяга снята с автомобиля нужно произвести необходимые измерения, чтобы избежать необходимости регулировки схождения-развала колес.

Обязательно! Необходимо замерить точно!!! расстояние от соединительной муфты до определенной точки на наконечнике выбранной вами, также как вариант можно посчитать количество витков резьбы до соединительной муфты. Главный критерий обеспечить одинаковые измеряемые отрезки и на старом наконечнике, и на новом.

Замер наконечников

После измерения наконечников можно разбирать тягу, отпустить хомуты муфты , вывернуть наконечник из муфты. Чтобы облегчить этот процесс можно предварительно обработать эти соединения смазкой. После извлечения наконечника из муфты на его место вворачивается новый, не забываем, что ввернуть надо до получения замеренного раньше размера. Аналогично заменяется второй.

После завершения замены наконечников необходимо тщательно и сильно завернуть хомуты, установить тягу на место, завернуть гайки с необходимым моментом и зашплинтовать их.

Для чего нужны рулевая тяга и рулевой наконечник

В системе управления автомобиля рулевая тяга необходима для передачи усилия (вращения) руля на поворотные кулаки колес. Шарниры наконечников рулевых тяг обеспечивают свободное вращение всех подвижных деталей привода. Усилие на колеса, соответствующее заданному углу поворота передает непосредственно привод.

Сложный механизм конструкции системы рулевого управления объясняется тем, что при поворотах каждому колесу необходимо задать разный угол. Если бы угол поворота был бы одинаковым, то при маневрах возникало бы скольжение внутреннего колеса, приводящее к износу самой резины и снижению управляемости машины.

Разный угол поворота достигается благодаря особой конструкции части рулевого управления автомобиля, включающей в себя тяги, шарниры и поворотные рычаги. Угол поворота напрямую зависит от угла наклона рычагов.

Диагностика подвески автомобиля своими руками

Пыльники, втулки и сайлентблоки подвески

Чтобы определить состояние чехлов нужно пощупать его руками.
Эти чехлы с глубокими трещинами еще не прохудились, но их ресурс почти на исходе. Если сейчас их заменить на новые, тогда эта копеечная деталь убережет от поломки гораздо более дорогие.
Если выступающие края резиновых втулок тяг, рычагов подвески или проушин амортизаторов растрескались, тогда имеет смысл их заменить
Если сместился палец от центра проушин к краю, значит резиновая втулка сильно изношена или порвана, поэтому в данном случае требуется только замена на новую.
Чтобы определить износ сайлентблоков (это резинометаллические шарниры) рычагов подвески нужно действовать монтажкой или ломиком, чтобы хватило силы сместить рычаг относительно кузова. Если есть люфт или слышен стук, значит сайлентблок пора менять. Этот же прием годится и для других шарниров. Голыми руками в данном случае состояние сайлентблоков не определить

xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai

Конструкционные особенности и устройство

Рулевые наконечники постоянно подвергаются высоким нагрузкам, поэтому они имеют простую и прочную конструкцию, работа которой построена по принципу обеспечения взаимосвязи и перераспределения усилия между элементами системы управления транспортным средством. Говоря проще, они выступают в роли связующего звена между рулевым приводом и управляемыми колесами, обеспечивая необходимый угол их поворота.

Конструкция наконечников представлена следующими частями, каждая из которых выполняет свои функции:

  1. Корпус в середине которого находится полуось.
  2. Крепежный элемент, выполненный в виде шарового пальца с резьбовым соединением.
  3. Тефлоновый вкладыш, который фиксирует палец в посадочном месте и препятствует его перемещению. Благодаря этому обеспечивается надежное соединение наконечника с поворотным кулаком.
  4. Крепежная гайка шарового пальца.
  5. Защитная крышка корпуса, которая не позволяет сторонним частицам проникать внутрь шарового шарнира детали, предохраняя его от повреждения.
  6. Неопреновый чехол для защиты механизма со стороны расположения пальца.
  7. Стопорное кольцо чехла для его фиксации.
  8. Пружина соединяющая корпус детали с чехлом.

Практически все детали имеют подобное устройство, при этом они могут различаться лишь своими размерами (зависит от модели транспортной техники), и материалами изготовления их составных элементов.

Устройство наконечников

Рулевой наконечник представляет собой конструкцию, предназначенную для передачи тягового усилия на поворотные кулаки. К поворотному кулаку наконечник крепится через шарнирное соединение, имеющее определенную степень жесткости. С другой стороны наконечник устанавливается на рулевую тягу через жесткое резьбовое соединение.

Непосредственно на самой рулевой тяге находится резьба и контровая гайка, за счет которой подбирается оптимальное положение рулевого наконечника. Резьба на рулевой рейке необходима для фиксации наконечника относительно заводских параметров и сохранения углов сход-развала.

Шаровое соединение на наконечнике надежно защищено резиновым пыльником, внутри которого расположена смазка, требуемая для правильной работы шарового соединения. Смазочные материалы снижают нагрузки на трение при работе узла, а так же защищают частично шаровой механизм от ржавчины, так как защитная функция механизма в первую очередь возложена на резиновый пыльник.

Использование шарнирного механизма в конструкции наконечника обеспечивает несколько важных функций при управлении автомобилем, а именно:

  • демпфирование ударов от дорожного покрытия;
  • снижение вибраций на рулевом колесе;
  • улучшение «информативности» рулевого колеса;
  • надежное соединение рулевого механизма с поворотными кулаками.

В конструкции отечественного авто ВАЗ 2107 применяется такой механизм, как рулевая трапеция. Этот механизм играет важную роль в системе управления автомобиля, так как с его помощью происходит поворот колес. Поломка рулевой трапеции на ВАЗ 2107 приведет к серьезным последствиям, поэтому необходимо регулярно проводить диагностику и ремонт детали.

Предназначение и принцип работы

На семерке, а также предыдущих моделях Жигулей, с завода устанавливается рулевая трапеция, представляющая собой набор рулевых тяг и наконечников. Во многих нынешних автомобилях от этой системы рулевого управления отказались, что связано с ее ненадежностью или непрактичностью. Трапеция отвечает за синхронное перемещение колес в одну и другую сторону. Достигается это за счет соединения рулевых тяг ВАЗ 2107 с рулевым редуктором.

Конструкция механизма основывается на трех главных составляющих:

    • Средняя или центральная тяга. Эта деталь соединяется с рычагом маятника и редуктором червячного типа.
    • Правая тяга — фиксируется к поворотному крепежу маятника с цапфой кулака правого колеса.
    • Левая тяга соединяется с редуктором и кулаком левой ступицы.

Имея представление об устройстве трапеции на семерке, надо разобраться с принципом работы механизма:

Корончатая гайка со шплинтом крепит наконечник

  1. Во время перемещения рулевого колеса происходит вращение вала с хвостовиком редуктора. Червячная передача имеет малое количество зубьев, за счет чего снижаются обороты, способствуя росту силы момента.
  2. В итоге такого воздействия происходит поворот сошки в соответствующую сторону, перемещая при этом тяги — левую и среднюю. На правую тягу момент усилия передается через соответствующий кронштейн маятника.
  3. Наблюдается синхронное перемещение всех составляющих элементов. При этом происходит перемещение колес в нужную сторону — налево или направо.
  4. В качестве дополнительного шарнира используется рычаг маятникового типа, фиксируемый на втором лонжероне. Перемещение сошки в маятнике может выполняться за счет втулки или посредством подшипника.
  5. Перемещение трапеции обеспечивается за счет шаровых пальцев.

В устройстве рулевой системы ВАЗ 2107 не применяется механизм усиления передачи момента от руля на колеса. Эта задача возложена на редуктор червячного типа, за счет которого и происходит увеличение момента. Как только водитель ощущает, что руль начинает крутиться туго, значит, пора провести диагностику, и устранить поломку.

Где находится трапеция на ВАЗ 2107

Чтобы произвести диагностику системы управления автомобиля ВАЗ 2107, понадобится для начала найти расположение трапеции. Найти ее не трудно, так как находится трапеция под капотом, а точнее в нижней части моторного отсека.

Направления усилий для проверки люфта

Чтобы увидеть механизм с земли(не с ямы), необходимо выкрутить руль до упора, переместив колеса в любую сторону, и посмотреть под подкрылком. Располагается механизм ближе к перегородке между подкапотным пространством и салоном. Однако добраться до устройства не так легко, как может показаться изначально.

Читайте также:  Меняем маятник на ВАЗ 2107

Когда приходит время замены

Средний срок службы трапеции составляет 20-30 тысяч км пробега, после чего требуется провести диагностику и замену. В лучшем случае механизм может прослужить до 50 км пробега. Причины того, что пришло время менять трапецию, проявляются следующим образом:

  1. Увеличивается люфт руля.
  2. Возникновение стуков при езде по неровным дорогам.
  3. Неравномерный износ резины.
  4. При движении машину начинает тянуть в одну или другую сторону.

Нужно смазывать все новые наконечники

При наличии признаков деформации рулевых тяг, происходит смещение машины с запланированной траектории, что также является сигналом необходимости замены механизма. Чтобы заменить тяги и наконечники, требуется изначально выяснить, что причина поломки заключается именно в них. Ведь аналогичные признаки могут появляться при неправильной настройки развала-схождения колес. Для диагностики устройств понадобится обеспечить доступ к ним, поэтому машину следует расположить на смотровой яме или эстакаде.

Чтобы осмотреть или поменять рулевую трапецию, потребуется доступ к наконечникам. Для начала проверяются пыльники, на которых недопустимо присутствие разрывов и трещин. Люфт шарниров должен быть в пределах нормы до 1,5 мм. Чтобы удостовериться в неисправности наконечников трапеции ВАЗ 2107, следует подергать деталь вверх и вниз. Наличие посторонних звуков означает их износ, и необходимость замены.

Лучший способ самостоятельного замера длины боковых тяг

Обычно не происходит износ центральной тяги трапеции ВАЗ 2107 в отличие от наконечников, и основная ее неисправность только в том, что она может изогнуться. Наличие изгибов недопустимо, и устройства при таких деформациях следует заменить.

Процедура замены центральной рулевой тяги

Перед тем, как производить ремонт или замену трапеции, рекомендуется купить комплект в сборе. Для этого выбирается комплект популярных производителей Белмаг, Кедр, Трек и другие. При его покупке необходимо учитывать артикул. Заменить механизм можно самостоятельно в домашних условиях, соблюдая пошаговую инструкцию. Рассмотрим замену центральной тяги. Замена рулевых наконечников отличается необходимостью учитывать и регулировать их длину.

  1. Поддомкратить переднюю часть автомобиля, и демонтировать колесо с той стороны, где будет меняться тяга.
  2. Первоначально следует произвести демонтаж шплинта, который исключает самооткручивание гайки рулевого наконечника.
  3. Используя ключ на «22», надо вывинтить гайку, за счет которой фиксируется палец наконечника.
  4. Для съема этой детали понадобится воспользоваться специальным съемником.
  5. Извлечь палец наконечника из поворотного кулака.
  6. Аналогично произвести расшплинтовывание гайки второго наконечника, и произвести демонтаж пальца.
  7. После снятия рулевой тяги, осуществляется установка нового устройства.
  8. В завершении остается установить на место гайки, и на пальцах зашплинтовать их.

Читайте также:  Как заменить шаровые опоры на ВАЗ 2107 самостоятельно

Эта инструкция предполагает замену одной тяги, а если меняется вся трапеция, то процесс выполняется еще проще. Для этого необходимо отсоединить тяги от кулаков, а также от рычага редуктора руля. Обычно такая процедура не занимает много времени, и выполняется достаточно быстро.

Вставляем тягу на место

Крепление наконечников между собой, на каждой из сторон авто обеспечивается за счет втулок, посредством которых можно менять их длины. Именно за счет этой возможности регулировки происходит выставление угла схождения передних колес. После замены не забывайте сразу заехать на СТО для регулировки развала схождения колес.

Ремонт и обслуживание

Просмотров: 1149 10 Особенности системы управления у «семерки»Особенности системы управления у «семерки»Ставшая за многие годы классикой, седьмая модель «Жигулей» продолжает наматывать километры и радовать владельцев своей надежностью и простотой в эксплуатации. Найти какую-либо деталь для ремонта не представит труда даже для полного «чайника». А технология восстановительных работ в домашних условиях отточена поколениями автолюбителей.

Если спросить у опытных водителей, с чего они начинали, то каждый третий скажет: с «Жигулей». Да, встретятся и нелестные отзывы, но при этом в глазах будет заметна ностальгия – любой вспомнит какое-то знаменательное событие, связанное с «семерочкой». Впрочем, не будем отвлекаться и рассмотрим опыт обслуживания и ремонта системы управления, а именно замены рулевых тяг на ВАЗ 2107.

Обязательное обслуживание узлов системы

Стабильность передних колес является обязательным условием, влияющим на устойчивость автомобиля. Любое нарушение настроек или выход из строя одной детали неизменно оборачиваются цепной реакцией, влекущей к разбалансировке всей системы. Вот почему производителем предусмотрены определенные работы по обслуживанию, которые включают:

  • очистку от загрязнений;
  • развал-схождение колес;
  • регулировку червячного механизма;
  • контроль свободного хода руля;
  • проверку привода.

Назначение и необходимые проверки системы управления транспортным средством

Передача усилия к поворотным рычагам от рулевого механизма осуществляется при помощи тяг, которые являются составляющей частью, так называемой, трапеции. Этот узел состоит из:

  • редуктора;
  • длинной штанги;
  • маятникового рычага;
  • два длинных наконечника;
  • два коротких наконечника;
  • два зажимных устройства со стяжными хомутами.

Основные неисправности системы управления у вазовских моделейОсновные неисправности системы управления у вазовских моделейОт перечисленных деталей зависит управляемость, комфорт и безопасность передвижения. Поэтому контролю над их состоянием следует уделять повышенное внимание и не нарушать график периодических осмотров. Некоторые предпочитают доверять мастерам СТО, но, если разобраться, то подобная операция вполне выполнима в домашних условиях.

Для этого будет достаточно наличия смотровой ямы или эстакады. Далее обследуем:

  • состояние резиновых пыльников;
  • осевое перемещение пальцев;
  • наличие трещин;
  • шарниры на наличие зазоров;
  • крепление маятника к кузову.

Далее необходимо проверить люфт руля. При покачивании влево-вправо, свободный ход допускается не более 2 см. Нажать педаль тормоза и испытать легкость хода «баранки» — она должна сравнительно легко вращаться.

Характерные неисправности, требующие замены рулевых тяг на ВАЗ 2107 и последовательность ремонтных работ

Подобная операция необходима, если при проведении обследования были обнаружены:

  • посторонний стук;
  • увеличенный зазор в шаровых шарнирах;
  • неустойчивость автомобиля в движении;
  • тугое вращение руля.

Устранение перечисленных факторов требует немедленного решения. В большинстве случаев проблема заключается в наконечниках или тягах.

Специалисты рекомендуют использовать новые детали только проверенных производителей и не пытаться восстановить неисправную деталь.

Для выполнения операций демонтажа и установки понадобятся:

  • проникающая жидкость в баллоне (WD-40, Hi-Gear);
  • гаечный и торцовый ключи 22 мм;
  • пассатижи;
  • специальный съемник.

Предварительно установив автомобиль на смотровую яму, приступаем к замене неисправных рулевых тяг ВАЗ 2107 в следующей последовательности:

  1. Нанести смазку из баллона на резьбу шаровых шарниров.
  2. Удалить шплинты гаек пассатижами.
  3. Ключом 22 мм отвернуть гайку крепления пальца шарового шарнира.
  4. Из моторного отсека торцовым ключом 22 мм отвернуть гайки пальцев боковых штанг.
  5. Выпрессовать съемником пальцы наконечников и снять боковые штанги.
  6. Ослабить болты стяжных хомутов и выкрутить наконечники.
  7. Отсоединить шарниры боковые элементы трапеции от рычага маятника.
  8. Выпрессовать рулевые пальцы и демонтировать среднюю тягу.

Один важный момент – перед снятием боковых тяг обязательно измерить ее длину, чтобы при сборке не нарушить угол схождения колес. Но, все же, после окончания работ необходимо измерить эти параметры и при надобности отрегулировать их. Установка проходит по той же схеме, только в обратной последовательности.

Рулевая трапеция ВАЗ 2107 (совокупность рулевых тяг и наконечников) обеспечивает поворот передних колес, передавая усилие от рулевого редуктора поворотным кулакам. Поломка рулевых наконечников и тяг трапеции может привести к аварии, поэтому необходимо контролировать их состояние и своевременно производить замену. Для этого можно обратиться на специализированную СТО или выполнить работу самостоятельно. Как определить, исправны ли рулевые наконечники и каким образом проводится их замена? Этим вопросам посвящена статья.

Содержание

Где находится трапеция ВАЗ 2107

Рулевые тяги и наконечники находятся внизу моторного отсека (скорее под ним), ближе к перегородке между салоном автомобиля и подкапотным пространством. Чтобы увидеть рулевые наконечники, подсоединенные к поворотному кулаку, нужно вывернуть руль до упора.

Рулевая трапеция состоит из средней и двух боковых рулевых тяг, а также шести рулевых наконечников (шарниров).

Признаки неисправности рулевой трапеции ВАЗ 2107

Определить, что рулевые наконечники ВАЗ 2107 изношены можно по таким признакам:

  • увеличенный люфт руля;
  • стуки в рулевом управлении;
  • ускоренный или неравномерный износ покрышек.

Причиной последнего также могут быть погнутые рулевые тяги. Кроме этого, их деформация приводит к уводу автомобиля с прямой траектории.

Похожие явления наблюдаются при износе других элементов передней подвески и неправильно отрегулированных углах развала и схождения колес. Поэтому прежде чем менять тяги и наконечники, необходимо убедиться, что причина кроется в них. Чтобы проверить наконечники и рулевые тяги ВАЗ 2107, необходимо обеспечить доступ к авто снизу — поднять на подъемнике либо установить над смотровой ямой.

Осмотр лучше начать с рулевых наконечников. Проверить состояние пыльников, которые не должны иметь разрывов и трещин. Допустимый люфт шарниров наконечников – 1,5 мм. Если слышны стуки, когда наконечник дергают вверх и вниз, он подлежит замене.

В отличие от наконечников, рулевые тяги практически не изнашиваются. Они могут лишь погнуться в результате аварии или при сильных ударах в подвеску (например, при попадании автомобиля в дорожную яму на значительной скорости).

[tip]Примечание: В случае деформации рулевые тяги подлежат обязательной замене. Пытаться их выпрямить и установить назад — недопустимо![/tip]

Необходимые инструменты

Чтобы поменять рулевые тяги или трапецию в сборе, понадобятся такие инструменты:

  • набор накидных или рожковых ключей;
  • пассатижи;
  • съемник для рулевых тяг.

Последний пункт крайне важен. Без съемника демонтировать рулевые тяги если не невозможно, то крайне тяжело. Есть несколько типов съемников, позволяющих демонтировать рулевые наконечники. Лучше приобрести универсальный съемник, позволяющий снимать рулевые и шаровые наконечники на автомобилях различных марок.

Замена рулевых тяг ВАЗ 2107

В зависимости от количества наконечников и тяг, подлежащих замене, следует определиться — покупать и менять детали отдельно или заменить рулевую трапецию в сборе. Трапеция ВАЗ 2107 в сборе устанавливается проще и обходится дешевле, чем покупка деталей по отдельности.

Работы надо проводить, подняв машину на подъемнике или установив на смотровую яму. Тяги с левой и правой стороны меняются примерно одинаково. Порядок замены такой:

  • Поднять автомобиль домкратом (если работа ведется на подъемнике) и снять переднее колесо, расположенное с той стороны, с которой будет производиться замена тяги.
  • Выпрямить и вытащить шплинт, предотвращающий откручивание гайки рулевого наконечника.
  • Ключом на 22 открутить гайку, фиксирующую палец рулевого наконечника.
  • Установить съемник рулевого наконечника.
  • Проворачивая гайку или болт съемника (в зависимости от конструкции) выдавить палец рулевого наконечника из поворотного кулака.

[tip]Примечание: при отсутствии съемника можно выбить палец из поворотного кулака молотком, нанося удары по рычагу вдоль оси. Можно облегчить работу, нанеся на палец средство WD-40. С его помощью палец выйдет из рычага намного легче.[/tip]

  • Расшпринтовать и выкрутить гайку второго пальца наконечника.
  • С помощью съемника или молотка выпрессовать второй палец из промежуточного шарнира.
  • Снять рулевую тягу.
  • Установить новую тягу.
  • Затянуть и зашплинтовать гайки на пальцах тяги.

Таким образом производится замена рулевых тяг ВАЗ 2107. При замене трапеции в сборе достаточно отстыковыть тяги от поворотных кулаков колес и рычага рулевого редуктора, что займет меньше времени и потребует меньше усилий.

Рулевые наконечники крепятся к тягам через специальные втулки, позволяющие регулировать их длину. Таким образом устанавливается угол схождения передних колес. При замене рулевых тяг или трапеции этот угол непременно будет нарушен. При установке новых тяг и наконечников надо позаботиться о том, чтоб их длина соответствовала старым. Для этого необходимо измерить их параметры перед демонтажем. Это позволит минимизировать нарушение угла схождения колес и спокойно доехать до СТО, где специалисты на специальном оборудовании проведут тщательную регулировку.

 Автомобили

Увеличенный люфт руля ВАЗ 2107 — достаточно распространенная проблема, характерная для всего семейства “классики”. В большинстве случаев устранить неисправность можно самостоятельно, не прибегая к сложному дорогостоящему ремонту. Важно лишь правильно диагностировать и локализовать причины люфта в рулевом механизме.

image

Проверка люфта руля ВАЗ 2107

  • установить машину на ровную площадку;
  • проверить давление в шинах, при необходимости подкачать их;
  • выставить руль так, чтобы колеса были направлены параллельно оси машины;

Важно: если колеса стоят ровно, а спица колеса перекошена, то возможно нарушение углов установки колес, наличие дефектов подвески и рулевого управления. Следует выполнить регулировку или ремонт рулевого управления и подвески.

  • разместите линейку так, чтобы она уперлась в приборную панель, касалась верхней частью переключателя света фар и, вторым концом, обода колеса;
  • плавно вращайте руль, пока напарник следит за положением передних колес;
  • как только колеса начнут смещаться, остановите вращение руля;
  • сделайте мелом отметку на рулевом колесе напротив линейки (или оберните руль проволокой);
  • плавно вращайте руль в другом направлении, пока напарник не заметит, что колеса начали поворачиваться;
  • нанесите мелом на рулевое колесо еще одну отметку или оберните его вторым куском проволоки;
  • померяйте расстояние между метками по ободу колеса.

image

Люфт 5 градусов соответствует смещению 17 мм при диаметре рулевого колеса 40 сантиметров.

Причины люфта руля ВАЗ 2107

Если вы заметили недопустимый люфт руля ВАЗ 2107, причины его могут заключаться в следующем:

  • не затянута центральная гайка крепления рулевого колеса на оси;
  • ослаблена гайка крепления рулевой колонки к редуктору;
  • не отрегулирован червячный редуктор рулевого механизма;
  • изношены втулки маятника рулевого механизма;
  • повреждены рулевые тяги или изношены их наконечники.

Все перечисленные проблемы требуют немедленного вмешательства. Иначе рулевой механизм может выйти из строя и машина потеряет управление.

Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107

Читайте также:  Датчик детонации высокий уровень сигнала шевроле нива

  • imageвыровнять колеса, установив их в положение, соответствующее прямолинейному движению;
  • очистить крышку рулевого редуктора от грязи и масляных потеков;
  • снять защитный колпачок с регулировочного винта;
  • ключом на 19 ослабить контргайку, фиксирующую регулировочный винт;
  • отверткой закрутить регулировочный винт, уменьшая люфт рулевого редуктора;
  • затяните контргайку, удерживая регулировочный винт отверткой;
  • проверьте, легко ли вращается рулевое колесо и соответствует ли люфт допустимым пределам;
  • при необходимости повторите регулировку.

Таким образом можно отрегулировать люфт руля ВАЗ 2107 в соответствии с границами, установленными производителем.

image Особенности системы управления у «семерки» Ставшая за многие годы классикой, седьмая модель «Жигулей» продолжает наматывать километры и радовать владельцев своей надежностью и простотой в эксплуатации. Найти какую-либо деталь для ремонта не представит труда даже для полного «чайника». А технология восстановительных работ в домашних условиях отточена поколениями автолюбителей.

Если спросить у опытных водителей, с чего они начинали, то каждый третий скажет: с «Жигулей». Да, встретятся и нелестные отзывы, но при этом в глазах будет заметна ностальгия – любой вспомнит какое-то знаменательное событие, связанное с «семерочкой». Впрочем, не будем отвлекаться и рассмотрим опыт обслуживания и ремонта системы управления, а именно замены рулевых тяг на ВАЗ 2107.

Обязательное обслуживание узлов системы

Стабильность передних колес является обязательным условием, влияющим на устойчивость автомобиля. Любое нарушение настроек или выход из строя одной детали неизменно оборачиваются цепной реакцией, влекущей к разбалансировке всей системы. Вот почему производителем предусмотрены определенные работы по обслуживанию, которые включают:

  • очистку от загрязнений;
  • развал-схождение колес;
  • регулировку червячного механизма;
  • контроль свободного хода руля;
  • проверку привода.

Назначение и необходимые проверки системы управления транспортным средством

Передача усилия к поворотным рычагам от рулевого механизма осуществляется при помощи тяг, которые являются составляющей частью, так называемой, трапеции. Этот узел состоит из:

  • редуктора;
  • длинной штанги;
  • маятникового рычага;
  • два длинных наконечника;
  • два коротких наконечника;
  • два зажимных устройства со стяжными хомутами.

image Основные неисправности системы управления у вазовских моделей От перечисленных деталей зависит управляемость, комфорт и безопасность передвижения. Поэтому контролю над их состоянием следует уделять повышенное внимание и не нарушать график периодических осмотров. Некоторые предпочитают доверять мастерам СТО, но, если разобраться, то подобная операция вполне выполнима в домашних условиях.

Для этого будет достаточно наличия смотровой ямы или эстакады. Далее обследуем:

  • состояние резиновых пыльников;
  • осевое перемещение пальцев;
  • наличие трещин;
  • шарниры на наличие зазоров;
  • крепление маятника к кузову.

Далее необходимо проверить люфт руля. При покачивании влево-вправо, свободный ход допускается не более 2 см. Нажать педаль тормоза и испытать легкость хода «баранки» — она должна сравнительно легко вращаться.

Характерные неисправности, требующие замены рулевых тяг на ВАЗ 2107 и последовательность ремонтных работ

Подобная операция необходима, если при проведении обследования были обнаружены:

  • посторонний стук;
  • увеличенный зазор в шаровых шарнирах;
  • неустойчивость автомобиля в движении;
  • тугое вращение руля.

Устранение перечисленных факторов требует немедленного решения. В большинстве случаев проблема заключается в наконечниках или тягах.

Специалисты рекомендуют использовать новые детали только проверенных производителей и не пытаться восстановить неисправную деталь.

Для выполнения операций демонтажа и установки понадобятся:

  • проникающая жидкость в баллоне (WD-40, Hi-Gear);
  • гаечный и торцовый ключи 22 мм;
  • пассатижи;
  • специальный съемник.

Читайте также:  Как установить спойлер на дастер

Предварительно установив автомобиль на смотровую яму, приступаем к замене неисправных рулевых тяг ВАЗ 2107 в следующей последовательности:

  1. Нанести смазку из баллона на резьбу шаровых шарниров.
  2. Удалить шплинты гаек пассатижами.
  3. Ключом 22 мм отвернуть гайку крепления пальца шарового шарнира.
  4. Из моторного отсека торцовым ключом 22 мм отвернуть гайки пальцев боковых штанг.
  5. Выпрессовать съемником пальцы наконечников и снять боковые штанги.
  6. Ослабить болты стяжных хомутов и выкрутить наконечники.
  7. Отсоединить шарниры боковые элементы трапеции от рычага маятника.
  8. Выпрессовать рулевые пальцы и демонтировать среднюю тягу.

Один важный момент – перед снятием боковых тяг обязательно измерить ее длину, чтобы при сборке не нарушить угол схождения колес. Но, все же, после окончания работ необходимо измерить эти параметры и при надобности отрегулировать их. Установка проходит по той же схеме, только в обратной последовательности.

Автомобили ВАЗ, которые относятся к классическим моделям, отличаются приятной надежностью. Это относится и к рулевому механизму.

Он устроен достаточно сложно, однако его конструкция позволяет маневрировать и обеспечивать надежное управление автомобилем даже с самых сложных дорожных условиях.

Процесс модернизации привел к тому, что был установлен составной вал и травмобезопасная колонка. За счет размера рулевого колеса, водитель без проблем совершает необходимые маневры. От упора до упора для полного поворота руля требует 3,5 оборота. Усилие от рулевой колонки передается на привод по средствам составного вала.

image

Актуальный рулевой механизм на ВАЗ 2107, продукте Волжской автомобильной компании, достаточно информативен, не позволяет водителю утомляться при длительных поездках. Имеются определенные трудности при поворотах на стоянке, однако как только начинается движение автомобиля, сопротивление слабеет, поворачивать руль становится проще.

Есть еще один нюанс — при исправном механизме рулевого управления наблюдается небольшой люфт. Но его предельное значение соответствует правилам дорожного движения. Это обусловлено тем, что имеются рулевые тяги на ВАЗ 2107 и внушительное количество элементов в редукторе.

Вообще же рулевое управление семерки можно считать надежным.

Устройство механизма

image

Чтобы выполнить ремонт рулевой колонки на автомобиле ВАЗ 2107, сначала необходимо разобраться в его устройстве, а также принципе работы.

Семерка во многом схода с «копейкой». Потому устройство и конструкция получили незначительные изменения. В состав конструкции входят:

  • Механизм, который передает усилие водителя на исполнительные составляющие;
  • Рулевой привод, который осуществляет поворот на заданный водителем угол.

В свою очередь, механизм рулевого управления состоит из:

  • Составного вала с карданной передачей;
  • Руля (рулевая колонка вместе с рулевым колесом диаметром 520 мм);
  • Червячного редуктора рулевого механизма ВАЗ 2107.

Система управления имеет следующие компоненты:

  • Сошка;
  • Маятниковый рычаг;
  • Поворотные рычаги;
  • Рулевые тяги на ВАЗ 2107 (одна средняя, две боковые).

Наружные тяги включают в себя две части, что позволяет менять их размер, регулируя угол схождения.

image Комплект рулевых тяг/наконечников для ВАЗ 2107

Принцип действия рулевого механизма выглядит так:

  1. Водитель начинает вращение рулем, размер колеса которого обеспечивает достаточно простое выполнение этой задачи;
  2. По средствам составного вала активизируется червячный редуктор, который понижает число оборотов;
  3. Рулевой механизм смазывается специальным маслом (ТАД 17), залитым в редуктор;
  4. Червячные шестерни вращаются, что вызывает перемещение двухгребневого ролика;
  5. От этого, в свою очередь, поворачивается вторичный вал;
  6. Насаженная на вторичный вал солка совершает поворот, тянет за собой систему тяг;
  7. Эти компоненты оказывают воздействие на рычаги, осуществляющие синхронный поворот колес на необходимый, заданный водителем угол.

Читайте также:  Mobil delvac 1 5w40 20л

Детали картера рулевого механизма

1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки.

Детали

1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна

Ремонт и техническое обслуживание

Годами эксплуатации было доказано, что рулевое управление на автомобилях ВАЗ 2107 обладает внушительной надежностью. Однако это не отнимает тот факта, что машине требуется периодический осмотр и ремонт.

  1. При проведении технического обслуживания важно проверить увеличение люфта, а также повышенный износ шаровых шарниров. Для этого нужно повернуть из одной стороны в другую руль. Если колеса не реагируют, когда руль поворачивается на 5 градусов относительно своего начального положения, это говорит о сильном износе. Здесь потребуется ремонт рулевой колонки на ВАЗ 2107.
  2. Чтобы не потребовался срочный и достаточно дорогой ремонт рулевого редуктора на автомобиле ВАЗ 2107, необходимо менять в картере червячного редуктора масло. Делается это с периодичностью в 60 тысяч километров. Через сальники может наблюдаться течь, потому их тщательно проверяют 2-3 раза за год. Это одно из слабых мест системы.
  3. Маятниковый рычаг следует осмотреть путем медленного вращения рулевого колеса из стороны в сторону. Если детали перемещаются в вертикальной плоскости, значит, требуется оперативное вмешательство.

Для этого привод и механизм рулевого управления демонтируют полностью, либо частично. Все зависит непосредственно от характера поломки.

Проверьте, какие детали имеют дефекты, что вышло из строя. Инспекция требуется для каждого составляющего элемента механизма. Если детали износились, пытаться их отремонтировать не имеет смысла. Выход только один — выполнение полноценной замены износившихся компонентов рулевой системы на автомобиле волжской компании.

При возникновении проблем с рулевым управлением, желательно обратиться на профессиональные станции технического обслуживания.

Фото редуктара рулевого механизма ВАЗ 2107

Своими руками допускается замена редуктора, но процесс сложный и требует хотя бы минимального опыта и навыков.

ВАЗ «семерка» — это настоящая классика отечественного автомобилестроения. В отличие от современных LADA, они более надежные и долговечные, что доказано огромным присутствием этих автомобилей на наших дорогах.

Конечно, ВАЗ 2107 уже давно устарел, он не имеет гидроусилителя, для поворотов и маневров приходится прикладывать достаточное усилие. Но для ценителей это не проблема.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий