Плавают обороты на холостом ходу ВАЗ 2114: причины неисправности и способы решения проблемы

ВАЗ 2114 глохнет на холостых оборотах

«Четырнадцатая» модель от отечественного автопроизводителя АвтоВАЗ завоевала в свое время огромную популярностью благодаря своей надежности, качеству исполнения, отзывчивости и резвости силового агрегата.

image

Разумеется, идеальной эту машину не назовешь. Потому периодически проблемы возникать могут. Не редко на холостом ходу плавают обороты. Подобные явления вызывают раздражение у водителя, приводят к неприятным сценариям на дороге. К примеру, в любой момент движок может просто заглохнуть.

Вряд ли вы долго сможете решать проблему путем поддавливания педали акселератора с целью поддержания оборотов. Потому нужно предпринимать более кардинальные действия.

Режим холостого хода

Холостой ход — режим работы автомобильного мотора при включённой нейтральной передаче. Он характеризуется минимальной нагрузкой на двигатель и небольшим расходом топлива.

Режим холостого хода используется:

  • для доставки моторного масла из картера двигателя к узлам трения после длительной стоянки автомобиля;
  • для прогревания силового агрегата в холодное время года;
  • в случаях, когда выключение мотора невозможно или нежелательно.

При нормальной работе двигателя на холостом ходу обороты коленчатого вала с 2000 об/мин. плавно снижаются до 800, далее поддерживаясь на этом уровне. Однако бывает и так, что силовая установка при переходе в этот режим работает нестабильно — произвольно изменяет число оборотов в диапазоне 500–1500 об/мин., «захлёбывается» и глохнет. Это говорит нам: в системе управления двигателем произошёл сбой, причины которого нужно в кратчайший срок диагностировать и устранить.

image

Движение стрелки прибора показывает изменение количества оборотов двигателя

Определить конкретную причину, вызвавшую неисправность, непросто, но игнорировать её нельзя — это может привести к критической поломке мотора и необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ. Кроме того, езда на автомобиле с двигателем, нестабильно работающим в режиме холостого хода, отвлекает внимание водителя. Ему приходится постоянно следить за изменениями числа оборотов и держать ногу на педали газа, не давая мотору заглохнуть при торможении или кратковременной остановке.

Ищем причину в датчиках

Причин, почему скачут обороты на холостом ходу у ВАЗ 2114, существует много. Но поиск лучше начать с проверки датчиков. ВАЗ 2114 часто грешит именно сбоями в работе датчиков (одного или нескольких сразу) — электроника не получает нужной информации, и в системе происходит сбой.

Датчик массового расхода воздуха

Практика показывает, что чаще всего (в 80 случаях из 100) обороты двигателя прыгают на холостом ходу по причине выхода из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Проверить работоспособность датчика можно двумя способами — отключением датчика и измерением напряжения на выходе подключенного датчика при помощи мультиметра (тестера).

Первый способ:

  • отсоединить от ДМРВ разъем;
  • завести мотор, немного проехать (одновременно следить за тахометром). Если стрелка при отключенном ДМРВ преодолеет 1500 об/мин и будет двигаться дальше — датчик неисправен;

Датчик коленчатого вала

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу у ВАЗ 2114 (инжектор) может быть вызвана неисправностью датчика магнитного типа коленвала (ДПКВ), хотя такое случается крайне редко. Датчик находится рядом с маслонасосом, в левой части моторного отсека. Для проверки ДПКВ понадобится мультиметр (в режимах омметра и измерения переменного напряжения):

  • для измерения сопротивления — подсоединить к концам датчика мультиметр. В норме должно быть от 500 до 700 Ом;
  • для измерения напряжения — изменить режим мультиметра и провести по поверхности датчика отверткой. Скачки напряжения показывают, что прибор рабочий.

Датчик положения дроссельной заслонки

Для проверки датчика положений дроссельной заслонки необходимо:

  • отсоединить колодку с проводами от датчика;
  • в пустое гнездо — плюсовый провод вольтметра, минусовый — на «массу»;
  • включить зажигание. Если напряжения нет, счетчик рабочий. Если показывает напряжение в 5 В, нужно менять счетчик.

Ремонт нецелесообразен (дешевле и проще будет купить новый датчик).

Датчик регулятора холостого хода

Когда плавает холостой ход ВАЗ 2114 (инжектор), причина неисправности может заключаться в отказе датчика регулятора холостого хода (ДРХХ). Это шаговый электродвигатель с иглой (диапазон шагов — 250). Устанавливается на корпус дросселя (рядом с датчиком дроссельной заслонки) при помощи двух винтов.

Читать еще:  Замена батарейки в ключе бмв

Проверка ДРХХ с помощью мультиметра:

  • выключить зажигание;
  • отсоединить колодку-разъем с проводами;
  • включить зажигание и мультиметром (в режиме измерения напряжения) проверить напряжение на проводах разъема (норма — 40-80 Ом).

Существует бесприборный метод проверки ДРХХ — снять датчик, подключить к нему провода и включить зажигание. Конусная игла должна выдвинуться.

В случае неисправности лучшим решением будет замена датчика. При установке не забудьте снять минусовую клемму аккумулятора (если не снимать, ДРХХ не откалибруется). Установленный новый ДРХХ нуждается в калибровке: вновь надевают минусовку, включают на 5-10 секунд зажигание.

Неполадки в инжекторном двигателе

Специалисты выделяют несколько причин, по которым начинают «плавать» обороты в ВАЗ-2114 инжектор:

  1. Неисправность датчика расхода воздуха. Чтобы проверить работу этого элемента, нужно при помощи специального прибора – мультиметра – замерить напряжение желтого и зеленого проводов. Если элемент работает нормально, то напряжение будет варьироваться в пределах от 0,99 до 1,00, при иных показателях датчик массы воздуха придется менять.
  2. Поломка регулятора, отвечающего за холостой ход. Специалисты не рекомендуют ремонтировать данный элемент, а просто заменить его на новый.
  3. Вышедший из строя датчик коленчатого вала также может вызвать неисправности в режиме холостого хода. Чтобы проверить работу элемента, нужно будет подключить выводы устройства к мультиметру и провести отверткой черту над его сердечником. При этом нужно наблюдать за показателями прибора, если скачков напряжения не будет наблюдаться, датчик придется менять.
  4. Неполадки в режиме холостого хода могут наблюдаться и при повреждении проводов датчика скоростей. Проверить и обнаружить повреждения поможет простой визуальный осмотр. Если при осмотре будут обнаружены даже самые незначительные повреждения или окисления, контакты обязательно нужно зачистить.
  5. Если тщательно очистить датчик дроссельной заслонки (сломаться этот элемент практически не может), то в некоторых случаях удастся наладить работу холостого хода.
  6. Загрязненные свечи зажигания могут стать причиной нестабильной работы режима холостого хода. Чтобы исправить такую ситуацию, нужно выкрутить все свечи, проверить их состояние и обязательно заменить вышедший из строя элемент на новый. Специалисты не рекомендуют зачищать свечи и ставить их на прежнее время, так как такое решение будет всего лишь кратковременным и через некоторое время эту проблему вновь придется решать.
  7. Проверить на исправность электромагнитный клапан нужно обязательно, так как именно поломка этого узла чаще всего вызывает нестабильность в режиме холостого хода. Чтобы удостовериться, что электромагнитный клапан работает, нужно отсоединить от него провода питания, завести машину и коснуться проводом отсоединенного контакта. Если при прикосновении будет слышен своеобразный щелчок, это означает, что клапан холостого хода работает, в ином случае придется полностью заменить электромагнитный узел.

Выявить причину, по которой начинают «плавать» холостые обороты на ВАЗ-2114 инжектор, довольно просто, если, конечно, следовать инструкциям. А еще более упростить такую работу поможет специальное видео, которое проводят квалифицированные мастера своего дела на веб-ресурсе в любое время дня и ночи.

Как проверить правильность холостого хода

Сколько оборотов двигателя, было за конкретный период, измеряет движение стрелки тахометра. Нельзя игнорировать причину неисправности, ведь если её не исправить, возможна серьезная поломка мотора, что повлечет за собой ремонтные работы, которые обойдутся недешево.

Ещё одна причина немедленно починить двигатель: если он будет работать неисправно на холостом ходу, будет отвлекать водителя от работы. Ему будет необходимо не дать мотору заглохнуть при недолгой остановке, для этого всё время езды будет нужно отслеживать количество оборотов и не отрывать ногу от педали газа, что явно не добавит бдительности на дороге.

Вообщем народ такая фигня! Машинка 9ка, 2003 года, инжектор. Запускаю утром машину(на холодную) и через пару секунд начинают плавать обороты. Это длится ну наверно минуту и потом обороты перестают плавать. Если немножко нажать на тросик газа и подержать секунд 20-30 то обороты устаканиваются. На диагностику ездил. Сказали с машиной все хорошо. Проверили все датчики, компрессию, давление в рампе, почистили форсунки, почистили дроссельную заслонку, сменили свечи. Что может быть ? Помогите народ. Вообще не знаю куда лезть.

Ну ведь не так просто обороты плавают ?) Диагност просил оставить ему машину, чтобы он завел ее на утро холодную и посмотрел, что с ней может быть, но пока с деньгами затруднения, поэтому хочется самому разобраться.

Читать еще:  Как разобрать генератор ваз

Просто неровно работает. Свечи поставил бриск. РХХ не чистили(ну я этого не помню). И опять же при диагностике видно было что РХХ работает нормально. ВВ провода проверяли. ДМРВ тоже проверяли и ставили заведомо рабочий. А если бы датчик температуры косячил, то диагност бы это увидел ? Заранее извиняюсь за тупые вопросы, мало опыта.

Ну диагност свечи смотрел когда компрессию мерил, говорит что нормальные. Компрессия кстати вроде была: 12 13 12,5 14. И кстати когда завожу на холодную и начинаю газовать тросиком, то слышно троение двигателя, если чуть больше оборотов потдать(ну где-то тыс 2-2.5) то троения нет, если меньше держать газ, то троение есть

Последний раз редактировалось aerodj; 18.10.2014 в 12:09 .

Говорю же свечи он смотрел они одинаковые, я сам видел. Был небольшой нагар. Я спросил почему нагар есть, ведь свечи вот недавно поставили, он говорит это нормально. Да даже нагаром не назвать. Так. Темненькие маленько 😀 Еще я пробовал на холодной отключать ВВ провода по одному и проверять искру, все свечи работают

А меня вот че то смущает компрессия в 4 цилиндре. Может масло в цилиндр попадает ? Просто друг щас рассказал, что у него похожая фигня была. Только он говорил, что у него и на горячую слышно было, что двигатель как-то не так работает. Ему пришлось менять поршневую гр и немного точить блок т.к была выработка в цилиндрах. Но опять же у него была вообще завышенная компрессия. 15 16 15 16 вроде

Читать еще:  Ремонт двигателя сузуки гранд витара

Признаки неисправностей и как проверить датчик холостого хода

Поскольку РХХ ВАЗ 2114 не снабжаются системами диагностирования (коды ошибок не выводятся на табло бортового компьютера), определить поломку можно по некоторым внешним признакам:

  • резкое увеличение или снижение оборотов ДВС;
  • в момент переключения передач во время движения глохнет двигатель;
  • при запуске холодного двигателя обороты не повышаются и т.д.

В случае с РХХ сигнал с кодом ошибки на бортовой компьютер не поступает. Для выявления поломки устройство отдельно тестируют на работоспособность. Существует два способа, как проверить РХХ.

Первый способ с использованием тестера:

  • при выключенном зажигании отключить датчик холостого хода от колодки с проводами, отсоединив крепежи дроссельного узла, сдвинуть его от ресивера;
  • при включенном зажигании тестером проверить наличие напряжения на регуляторе («минус» — масса, «плюс» — колодка), показания тестера должны быть минимум 12 В;
  • отсутствие напряжения говорит о проблемах в цепи питания или ЭБУ автомобиля;
  • напряжение меньше 12 В говорит о низком уровне заряда АКБ (АКБ подзаряжают);
  • после проверки цепи, отключив зажигание, можно приступить к проверке РХХ, поочередно подключая клеммы к тестеру парами: А-В и С-D, нормальный показатель сопротивления должен быть в пределах 53 Ом;
  • повторить замеры, поменяв пары: А-С и В-D, нормальный показатель сопротивления должен быть большим;
  • если показатели не соответствуют нормам, карбюраторным очистителем чистят дроссельную заслонку, контакты, конусовидную иглу и другие элементы РХХ;
  • при такой возможности, оптимально отремонтировать РХХ или заменить его на новый.

Второй способ без использования приборов:

  • открутив крепежные винты РХХ, нужно снять его с посадочного места вместе с подключенными проводами;
  • слегка удерживая указательным пальцем правой руки конусную иглу, включить зажигание;
  • если устройство работает правильно, игла выдвинется (пальцем ощущается небольшой толчок);
  • если устройство вышло из строя, толчка не будет.

Принцип действия регулятора холостого хода ВАЗ

В техническую задачу регулятора холостого хода входит изменение площади сечения канала дополнительной подкачки воздуха без участия дроссельной заслонки, что приводит к изменению частоты вращения коленвала на холостом ходу. Поступательное движение регулирующей иглы достигается путем преобразования вращения якоря с помощью червячной передачи. При перекрытии канала доступ воздуха уменьшается, и обороты снижаются, при обратном движении штока происходит обратный процесс. Всего движение штока рассчитано на 250 шагов. Нулевой шаг или исходная позиция соответствует полностью выдвинутой игле и перекрытому отверстию. В зависимости от степени прогрева двигателя и его стабильной работы электронный контроллер регулирует количество шагов, обеспечивая надежную работу при любых условиях. Вручную влиять на работу регулятора холостого хода невозможно, программа управления закладывается в контроллер при производстве и может быть перепрошита только в специализированных мастерских.

Регулятор холостого хода отвечает только за объем подаваемого воздуха, предельное количество которого в дальнейшем контролирует датчик расхода воздуха, управляющий также подачей в двигатель соответствующего количества бензина.

Признаки возникших неисправностей

Следует обратить внимание на то, что успешно решить данную ситуацию сложно, не поставив верный «диагноз». Важно проверить все рабочие узлы мотора.

О плохой работе карбюратора свидетельствуют следующие симптомы:

  • Обороты мотора Лада падают самостоятельно, возникает беспричинный их рост.
  • В функционировании цилиндров отмечаются пропуски.
  • В области карбюратора, глушителя периодически имеют место резкие хлопки.
  • На «холостом ходу» число вращений является нестабильным, они упали.

Причины падения вращений на холостом ходу solex появляются из-за нарушений эксплуатационных условий транспортного средства. Завод-изготовитель определяет правила пользования транспортным средством. Нередко проблемы с карбюратором (плавают холостые) — это следствие неблагоприятных условий климата (высокий уровень влажности, большие температурные режимы, перепады). Не забывайте своевременно проверять работоспособность работы двигателя.

Владельцам автомобилей ВАЗ-2114, впрочем, как и других моделей, приходится рано или поздно заниматься ремонтом своего четырехколесного друга, так как многочисленные комплектующие способны выйти из строя. Некоторые поломки, если, к примеру, на холостом плавают обороты на ВАЗ-2114, можно исправить самостоятельно, если следовать инструкциям и рекомендациям, которые предоставляют мастера, знающие тонкости ремонта машин. Почему холостой ход становится нестабильным и как можно самостоятельно распознать эту проблему, будем анализировать в этой статье.

Холостой ход автомобиля, что это такое

Прежде чем приступить к рассмотрению основного вопроса, следует понять, что пораздумается под холостым ходом машины? Если машина остается неподвижной, а включается лишь нейтральная передача, работа силового агрегата называется холостым ходом. Так как машина при такой работе получает несущественную нагрузку на двигатель, то расход топлива в значительной степени снижается. Чаще всего режим холостого хода автовладельцы применяют в зимний период времени, для прогрева двигателя, чтобы предотвратить замерзание масла.

Если в таком режим машина работает нормально, то стрелка на приборной панели укажет на 2 тыс. оборотов и постепенно опустится до 800. В случае неисправности тахометр будет резко поднимать обороты и также резко их снижать, особенно в автомобилях, которые оснащены электронной педалью.

Замена

Для работы вам потребуется:

  • Новый регулятор, подходящий для вашего ВАЗ 2114;
  • Ветошь;
  • Крестовая отвертка;
  • Ключ на 13 миллиметров;
  • Очиститель для карбюраторов;

Имея в наличии необходимые инструменты и материалы, можно приступать к работе.

Читайте также:  Метки ремня грм ваз 2112 16 клапанов

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку, включите ручник.
  2. Поднимите капот и прочно его зафиксируйте, дабы избежать ненужных травм.
  3. Отключите минусовую клемму от аккумулятора. РХХ — это электроприбор, потому это мероприятие обязательное.
  4. Снимите защитный кожух с силового агрегата.
  5. Немного ослабьте хомут, чтобы отсоединить резиновую трубку от патрубка воздушного фильтра. Это нужно для того, чтобы трубка не мешала.
  6. Демонтируйте хомут, который удерживает патрубок воздушного фильтра. Гофра отсоединяется и отодвигается немного в сторону.
  7. Крепежный винт троса, идущего от педали газа к заслонке (дроссельной) нужно немного ослабить.
  8. Ветошью удаляется вся грязь возле, и на самом дроссельном узле.
  9. Крепежную гайку дроссельного узла, а также крепежные винты РХХ обработайте с помощью всемогущего средства WD40. Это позволит легче выполнить демонтаж.
  10. Снимите полностью дроссельный узел. Для этого откручиваются две гайки с помощью ключа на 13 миллиметров.
  11. Снимите разъем датчика с клемм.
  12. При наличии грязи на местах соприкосновения ДХХ и дроссельного узла, обязательно удалите ее ветошью.
  13. Отверткой открутите два крепежа, с помощью которых соединяются дроссельный узел и наш искомый датчик.
  14. Достаньте из крепежного гнезда регулятор.
  15. Промойте с помощью карбюраторного очистителя весь дроссельный узел.
  16. Установите новый регулятор в аналогичном положении, как стоял только что демонтированный ДХХ.
  17. Моторным маслом обработайте новую резиновую прокладку, которая должна идти в комплекте с РХХ.
  18. Верните на место два винта и убедитесь, что регулятор плотно прилегает к корпусу дроссельного узла.
  19. Верните ДУ на место и проверьте, насколько прочно зафиксированы гайки.
  20. Подключите разъем на клеммы устройства.
  21. Установите на место тросик, патрубки и трубки. Затяните как следует все хомуты.
  22. Поставьте обратно защитный кожух двигателя.

Статья в тему: Изготовление акустической полки и подиумов на ВАЗ 2114

Процедура замены

После сборки остается очень важный этап — калибровка нового РХХ. Для этого нужно подключить аккумулятор, и включить зажигание. Достаточно 10 секунд. За это время электронный блок управления самостоятельно выполнит калибровку.

Все, новый регулятор готов к работе. Чтобы не возникало проблем с заменой, посмотрите обучающее видео.

Как устранить неисправность холостого хода

Неполадки в холостом ходу могут проявиться в двигателе любого типа, как в инжекторном, так и в карбюраторном, а также в дизельном и оснащенным Е-педалью. Проанализируем проблемы, которые возникают в карбюраторном двигателе:

  1. Чаще всего начинают «плавать» обороты на холостом ходу из-за объединения топливной и воздушной смесей. Для устранения такой неисправности нужно отрегулировать обороты, чтобы они не опускались и не поднимались выше 800.
  2. Вышедший из строя карбюраторный клапан так же может привести к нестабильной работе холостого хода. Чтобы исправить неполадки, нужно просто заменить вышедший из строя элемент на новый.
  3. Если при осмотре обнаружится, что основные соединительные каналы сильно загрязнены, то для стабильной работы режима холостого хода следует их тщательно прочистить, чтобы предоставить топливной системе доступ воздуха.

Самостоятельное устранение неполадок

Многие неисправности из вышеназванного перечня можно устранить самостоятельно, за несколько минут. Гораздо больше времени потребуется на выявление.

Диагностика ДМРВ и РХХ

Датчик массового расхода воздуха и регулятор холостого хода выполняют роль регуляторов подачи воздуха в камеру сгорания.

Выход этих датчиков из строя повлечёт за собой повышение расхода топлива, а поломка стержня скажется на стрелке спидометра, она останется неподвижной до устранения неполадки.

Неполадки в инжекторном двигателе

Специалисты выделяют несколько причин, по которым начинают «плавать» обороты в ВАЗ-2114 инжектор:

  1. Неисправность датчика расхода воздуха. Чтобы проверить работу этого элемента, нужно при помощи специального прибора – мультиметра – замерить напряжение желтого и зеленого проводов. Если элемент работает нормально, то напряжение будет варьироваться в пределах от 0,99 до 1,00, при иных показателях датчик массы воздуха придется менять.
  2. Поломка регулятора, отвечающего за холостой ход. Специалисты не рекомендуют ремонтировать данный элемент, а просто заменить его на новый.
  3. Вышедший из строя датчик коленчатого вала также может вызвать неисправности в режиме холостого хода. Чтобы проверить работу элемента, нужно будет подключить выводы устройства к мультиметру и провести отверткой черту над его сердечником. При этом нужно наблюдать за показателями прибора, если скачков напряжения не будет наблюдаться, датчик придется менять.
  4. Неполадки в режиме холостого хода могут наблюдаться и при повреждении проводов датчика скоростей. Проверить и обнаружить повреждения поможет простой визуальный осмотр. Если при осмотре будут обнаружены даже самые незначительные повреждения или окисления, контакты обязательно нужно зачистить.
  5. Если тщательно очистить датчик дроссельной заслонки (сломаться этот элемент практически не может), то в некоторых случаях удастся наладить работу холостого хода.
  6. Загрязненные свечи зажигания могут стать причиной нестабильной работы режима холостого хода. Чтобы исправить такую ситуацию, нужно выкрутить все свечи, проверить их состояние и обязательно заменить вышедший из строя элемент на новый. Специалисты не рекомендуют зачищать свечи и ставить их на прежнее время, так как такое решение будет всего лишь кратковременным и через некоторое время эту проблему вновь придется решать.
  7. Проверить на исправность электромагнитный клапан нужно обязательно, так как именно поломка этого узла чаще всего вызывает нестабильность в режиме холостого хода. Чтобы удостовериться, что электромагнитный клапан работает, нужно отсоединить от него провода питания, завести машину и коснуться проводом отсоединенного контакта. Если при прикосновении будет слышен своеобразный щелчок, это означает, что клапан холостого хода работает, в ином случае придется полностью заменить электромагнитный узел.

Неисправности

Особенность работы датчика холостого хода заключается в том, что невозможно отследить возникновение неисправности за счет работы бортового компьютера. Система не распознает поломку, потому приходится все делать вручную.

Есть несколько характерных признаков, которые могут подсказать вам о возникших проблемах с датчиком ХХ:

  • Автомобиль часто глохнет при работе на холостых оборотах;
  • Возникает такое явление как плавающие обороты;
  • Отсутствуют при запуске холодного двигателя повышенные обороты;
  • Если выключается передача, двигатель способен самопроизвольно заглохнуть.

Есть и несколько ошибок на бортовом компьютере, но полагаться сугубо на них не стоит.

Код ошибки Что означает
0505 Ошибка ДХХ
0506 Низкие обороты холостого хода
0507 Повышенные обороты холостого хода

Многие путают признаки поломки РХХ с датчиком положения дроссельной заслонки. Симптоматика действительно во многом похожа. Но суть в том, что бортовой компьютер сигнализирует о поломке датчика положения, а вот относительно РХХ он молчит.

Способы диагностики

Прежде чем приступать к замене, рекомендуем действительно убедиться, что причиной всех проблем с вашим ВАЗ 2114 выступает именно неисправный РХХ. Для этого существует два основных способа проверки состояния устройства.

Изучите оба, чтобы понять, какой вариант диагностики подходит больше вам.

Читайте также:  Полностью поменял антифриз на Ларгусе

Первый способ

  1. Обзаведитесь тестером, если ранее у вас его не было.
  2. Отключите ДХХ от колодки с проводами.
  3. Если у вас двигатель объемом 1,6 литра, тогда обязательно отсоедините крепежи дроссельного узла и сдвиньте его от ресивера примерно на 1 сантиметр.
  4. С помощью вольтметра проверьте, поступает ли напряжение на регулятор. Минус подключается к массе, а плюс идет на колодку — используйте выводы A-D.
  5. На включенном зажигании тестер должен показывать минимум 12 Вт.
  6. Если напряжение отсутствует, тогда в цепи питания или электрическом блоке автомобиля имеются проблемы.
  7. Если напряжение есть, но оно значительно меньше 12Вт, тогда это говорит о низком уровне заряда вашего аккумулятора. Обязательно подзарядите батарею.
  8. Проверив цепь на предмет эффективной работы, приступайте к изучению самого ДХХ. На данном этапе зажигание отключается.
  9. По очереди подключайте клеммы к тестеру к парам А-В и C-D. Нормальный показатель сопротивление должен быть примерно 53 Ом.
  10. Поменяйте пары на A-C и B-D. При их замерах сопротивление должно оказаться бесконечно большим.

Статья в тему: Замена датчика уровня топлива на ВАЗ 2114

Если проверка показывает, что показания не соответствуют нормам, тогда можно предпринять несколько действий:

  • Прочистите контакты, дроссельную заслонку, конусовидную иглу и прочие элементы датчика с помощью карбюраторного очистителя. Его отыскать не сложно, и он дешевле, чем специализированные очистители;
  • Если есть возможность, попробуйте отремонтировать РХХ;
  • При невозможности выполнить ремонт, проведите замену старого датчика на новый регулятор.

Неисправный датчик

Второй способ

Для этого варианта проверки вам потребуется простейший тестер, который легко можно изготовить своими руками. Предлагаем соответствующую видео инструкцию

Теперь действуем следующим образом.

  1. Открутите крепежные винты регулятора и извлеките его с посадочного места. Расположение ДХХ вам уже прекрасно известно.
  2. Отсоедините регулятор от основной колодки, и приложите палец правой руки. Причем указательный. Не нужно прикладывать большое усилие и создавать набор.
  3. Нюанс прикладывания пальца заключается в особенностях самого регулятора, на конце которого располагается конусовидная игла.
  4. Если двигатель перестает работать, то при исправном РХХ игла выходит полностью.
  5. Палец позволит вам ощутить небольшой толчок при включении зажигания.
  6. Если этот толчок отсутствует, тогда устройство вышло из строя.

Максимальным расстоянием от выступающей головки штока до фланца является 23 миллиметра. Покупая новый РХХ, обязательно примите во внимание данный факт.

Вопрос выбора

При проверке датчика удалось выяснить, что устройство вышло из строя и нуждается в замене. Но что на его место выбрать?

Сегодня особым спросом для ВАЗ 2114 пользуются два типа устройства от разных производителей — ОМЕГА и КЗТА.

В случае с ОМЕГА обращайте внимание на номер 2112-114830. Если же решили выбрать КЗТА, тогда подходящий вам вариант имеет каталожный номер 2112-1148300-04.

Последние две цифры могут быть другими, и это очень важный момент. Если номер вашего РХХ заканчивается на 01, менять его на 03 не стоит, иначе вы просто зря потратите деньги. Устройство заменяется на аналогичное или с последующим номером — 01 меняют на 01 или 02 и т.д.

Стоимость РХХ составляет в районе 300-400 рублей, в зависимости от региона и конкретного магазина. Будьте внимательны, поскольку сейчас на рынке присутствует внушительное количество подделок.

Возможность реализации обратной связи – преимущество систем электронного впрыска топлива и их кардинальное отличие от других систем питания двигателей внутреннего сгорания. При этом речь идет об управлении составом смеси и о прямом регулировании самого режима работы мотора – ЭБУ впрыска может либо корректировать обороты в некотором диапазоне (автомобили с «механическим» дросселем), либо ими управляет («электронный» дроссель).

Однако возможны ситуации, когда ЭСУД не способна поддержать нужный режим. Один из характерных симптомов этого – «плавание» оборотов, их постоянное изменение с четко выраженной периодичностью.image

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.image

При этом характерная особенность систем впрыска ВАЗ – самоадаптация РХХ: в момент включения зажигания происходит автоматическая установка нулевого положения — перед запуском двигателя ЭБУ впрыска «знает», что РХХ закрыт. Это происходит очень просто – подается команда на перемещение штока на полный ход (255 шагов). В каком бы положении он ни был при включении зажигания, исправный РХХ закроется полностью.

Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.

Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей. Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).image

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.

image

Ещё кое-что полезное для Вас:

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.

image

Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.

В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:image

За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.image

Окончательная адаптация происходит уже под нагрузкой, во время разгона (согласно тому же письму, требуется поднять обороты до 4000 на второй передаче). Если у систем с РХХ загрязнение штока и канала регулятора было основной причиной плавания оборотов, то у систем с электронным газом критично состояние самой дроссельной заслонки и ее правильная адаптация. Она обязательно выполняется после очистки дросселя. Чтобы запустить процедуру адаптации без диагностического оборудования, отключите «массу» на аккумуляторе на 8-10 минут: при этом память адаптаций сбрасывается, так как не энергонезависимая. Учтите, что таким же образом память контроллера сбросится и при обычной замене аккумулятора – в этом случае надо заново адаптировать дроссель.

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).

Распиновка разъема дросселя:image

При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.

Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий