Что такое датчик положения коленчатого вала: самостоятельная диагностика и замена ДПКВ

Коленчатый вал ДВС отвечает за преобразование возвратно-поступательных движений поршневой системы во вращательные. Датчик положения коленвала (ДПК) необходим для синхронной работы системы топливного впрыска и стартера двигателя. Электронный прибор сигнализирует о неисправностях в механизме подачи топлива двигателя и системе зажигания.

Зачем нужен датчик коленвала и где он находится в моторе

ДПК является электромагнитным элементом, отвечающим за синхронизацию механизма запуска ДВС и топливных форсунок.

image

Основные функции датчика:

  • Информация для ЭБУ двигателя. Данные ДПК об угле поворота, частоте и направлении вращения КВ передаются на блок управления (ЭБУ). Сигнал, переданный с ДПК на ЭБУ, позволяет точно определить объем впрыска топлива и запустить зажигание;
  • Расчет среднего числа оборотов ДВС — данные передаются в электронную систему управления мотором и могут выводиться на цифровое табло на приборной панели;
  • Определение ускорения подкрутки КВ после зажигания топливной смеси в каждом цилиндре. Когда смесь загорается, давление газов повышается, под его воздействием КВ разгоняется, а переходя к следующему цилиндру снова замедляется. Таким образом, по ускорению подкрутки, ЭБУ оценивает эффективность работы каждого цилиндра по отдельности и выравнивает их скорость, тем самым изменяя длительность топливного впрыска для каждой форсунки;
  • Диагностика синхронизации КВ и распредвала (РВ) путем сравнения сигналов, поступающих с двух датчиков: ДПК и ДПРВ.

Чтобы понять, где находится ДПК, необходимо разобраться в классификации датчиков и знать, как они выглядят, так как в зависимости от типа датчика — его местоположение в ДВС может отличаться.

Статья по теме: Почему горит лампа давления масла на холостом ходу и что надо делать

ДПК бывают трех типов:

  1. Индуктивные (электромагнитные). Принцип действия: магнитом продуцируется магнитное поле, которое меняется задающим диском в момент прохождения зуба синхронности через него, в результате возникает импульс, который преобразуется в сигнал, передаваемый в БЭУ для обработки.
  2. Использующие эффект Холла (цифровые). Конструкция — полупроводник, принцип работы: диск синхронности, попадая в переменное магнитное поле, вступает с ним во взаимодействие и формирует сигнал, поступающий в БЭУ для расшифровки.
  3. Оптические. В основу работы таких датчиков положен принцип перебивки свето-потока, идущего от светодиода на диск синхронности, в котором сделаны специальные отверстия. Когда диск вращается, поступающий на него свет перебивается, формируя импульс, поступающий в блок управления.

Обычно ДПК устанавливается рядом со шкивом коленвала в спец-кронштейне. На диске маховика коленчатого привода насчитывается 58 зубьев, которые размещены в промежутках по 60 мм между каждым. Промежуток, где нет 2-х зубьев, создает электро-импульс синхронности оборотов КВ, который далее преобразуется и передается в ЭБУ.

image

Обратите внимание, что ДПК внешне мало чем отличается от того же ДПРВ. Единственное существенное отличие, по которому можно найти и определить индикаторное устройство КВ — это идущий от него длинный провод (около 70 см).

Признаки неполадок датчика

Если датчик КВ неисправен, то показателем его поломки может быть ряд симптомов, свидетельствующих о том, что устройство должно быть в срочном порядке проверено и заменено.

ДВС не запускается

После поворота ключа в замке зажигания или попытки запуска ДВС другим способом — силовой агрегат не запускается. Поломка ДПК является причиной отсутствия искры в системе зажигания, в результате — не происходит синхронизация с топливной подачей и мотор не заводится. В данном случае поможет только полноценная замена датчика на новый.

Двигатель постоянно глохнет

ДВС глохнет на «нейтралке» или во время движения автомобиля. Это говорит о том, что ДПКВ работает нестабильно или вот-вот выйдет из строя. В этой ситуации следует как можно скорее посетить СТО или устранить проблему самостоятельно;

Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты

Работа мотора нестабильна, при больших нагрузках на силовой агрегат (резкое ускорение или плавают обороты холостого хода) может возникать детонация. Когда есть проблема с работой ДВС на приборной панели загорается соответствующий индикатор «Check», сигнализирующий о неполадках;

Падение или внезапное повышение оборотов двигателя. Неисправный ДПКВ провоцирует неконтролируемый впрыск топлива в систему, в результате чего мотор начинает «троить»;

Снижение мощности автомобиля

Еще может наблюдаться снижение мощностных характеристик мотора. Из-за некорректной работы датчика коленвала двигатель работает в холостую даже на повышенных передачах, разогнать авто до нужной скорости практически невозможно. Это происходит из-за отсутствия синхронности между механизмом топливного впрыска и ЭБУ.

Это надо знать: Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Важно знать, что все перечисленные признаки, могут также быть спровоцированы выходом из строя и других компонентов ДВС. Поэтому прежде чем снимать, ремонтировать и менять датчик КВ следует провести диагностику других устройства, например, ДПРВ, который работает с ДПКВ в паре.

Как проверить датчик положения коленчатого вала

Есть несколько способов диагностирования неполадок ДПКВ. Рассмотрим самые популярные из них.

Проверка при помощи измерительного прибора — мультиметра

Подключив его к вызывающему подозрения в исправности датчику нужно измерить сопротивление. Нормой считается показатель равный от 560 до 745 Ом, но лучше прочитать «мануал» конкретной марки автомобиля, так как для разных моделей значения нормы могут отличаться.

Обратите внимание, что для того чтобы провести измерение сопротивления — датчик нужно снять.

Применение осциллографа

Здесь все происходит почти по той же схеме что и с мультиметром. Осциллограмма проверки отображает  любой дефект в работе датчика. Измерительный прибор подключается к снятому ДПК и производится диагностика.

В первую очередь следует обратить внимание на показатели напряжения, если оно не соответствует нормативам, заявленным в паспорте авто (обычно 5 или 12 В), значит ДПК сломан, и подлежит замене.

Тестирование значения индуктивности

Это комплексный и точный метод определения неполадок ДПК, но наиболее сложный. Для замера индуктивности помимо мультиметра, понадобятся дополнительные измерительные приборы: вольтметр, сетевой трансформатор и мегаомметр.

В этом случае производится комплексный замер всех электронных характеристик датчика: сопротивление, напряжение, индуктивность. Все результаты сопоставляются с нормой и анализируются в комплексе, на основании чего делается вывод о работоспособности устройства.

В заключение, стоит отметить, что езда на авто с неисправным датчиком положения коленчатого вала небезопасна, так как может привести к выходу из строя мотора в самый неподходящий момент.

Для определения угла поворота коленчатого вала в данный момент времени.применяется датчик положения коленвала (ДПКВ)  Без этого датчика двигатель попросту не получится запустить, поскольку электронный блок управления просто «не увидит» вращение коленвала и соответственно не даст управляющие команды в систему зажигания и впрыска топлива.

Лайфхак: при замере компрессии отключите ДПКВ и тогда при прокрутки стартера не будут работать форсунки, а так же катушка зажигания.

Но это только если датчик выйдет из стоя полностью, бывают повреждения при которых завести машину удается но вот работать она будет с явными перебоями.

Самые распространённые признаки неисправности датчика коленвала:

  • ощутимая детонация при работе двигателя;
  • нестабильность оборотов на холостом ходу;
  • заметное падение мощности двигателя;
  • общее снижение динамики авто во время езды;
  • просто не запускается двигатель.

Чтобы научиться определять неисправность датчика коленвала, необходимо разобраться в том, что он из себя представляет, как работает и для чего предназначен.

Содержание

Типы датчиков и принцип их работы

Датчики разделяются по типам в зависимости от принципа работы, но несмотря на это все они состоят из двух основных составляющих:

  • сам датчик положения коленвала;
  • синхронизирующий диск.

Датчики размещаются в пластиковом или алюминиевом корпусе и с помощью кронштейна устанавливается рядом с синхродиском. Для подключения к общей системе управления автомобилям на датчиках имеется стандартный разъем. Он может быть расположен как на самом корпусе датчика, так и выведен отдельно на проводе. Задача – отсчитывать зубцы на синхронизирующем диске.

Синхродиск – это металлический или пластиковый шкив с зубцами квадратного сечения. Диск жестко закрепляется на шкиве самого коленвала или на его носке. Это делается для того, чтобы придать одинаковую частоту вращения деталям.

Датчики делятся по типам в зависимости от физических принципов их работы. Наиболее распространёнными являются три их типа:

  • индуктивный (магнитный);
  • датчик Холла;
  • оптический (световой).

Все датчики коленвала имеют свои конструкционные особенности и принципы работы.

Индуктивный ДПКВ

Датчик коленвала состоит из магнитного сердечника размещенного в катушке. Работает датчик по принципу электромагнитной индукции в проводнике. Датчик имеет постоянное магнитное поле и в спокойном состоянии токи не протекают. Во время появления около магнитной сердцевины металлического зубца синхродиска, его поле начинает беспорядочно изменятся, что в последствии вызывает индукцию токов в катушке. В итоге на выходных концах ДПКВ образуется переменный ток определенной частоты. Показания снимаются и передаются на ЭБУ, которая проводит вычисления и определяет положение и частоту вращения коленвала.

Датчики такого типа является конструктивно наиболее простым, поэтому чаще других применяется на всех типах силовых установок. Главный их плюс это то, что они не нуждаются в дополнительном питании. Благодаря этому подключение происходит при помощи всего лишь двух проводов к блоку управления. Устанавливается на все модели ВАЗ как с 8 клапанным, так и 16 клапанным двигателем, в частности 2110, 2114, Приора.

Датчик Холла

Основан на принципе открытом ученым Эдвином Холлом. Если пропустить ток по двум противоположным сторонам феромагнитных пластин, находящихся в магнитном поле, то на других их концах появится напряжение. Датчики данного типа изготовлены с применением специализированных микросхем, которые размещены в корпусе с магнитопроводами. На синхродиске располагаются магнитные зубцы. В спокойном состоянии датчик не выдает никакого напряжения, а при появлении в зоне действия магнитного поля зубца синхродиска – на его концах появляются переменные токи, которые поступаю на электронный блок управления.

Данный тип относится к более сложным датчикам, но в то же время и наиболее точным на всех частотах вращения. Для функционирования требуется дополнительно запитывать устройство, поэтому подключение проходит немного сложнее, чем у предыдущего типа.

Оптический датчик

Состоит из двух главных элементов – светодиода испускающего оптический сигнал и фотодиода улавливающего его. Между этими оптическими элементами проходят зубья или отверстия синхронизирующего диска. Во время вращения синхродиск периодически закрывает свет исходящий от света диода, в итоге на концах фотодиода образуется импульсный ток, который передается и преобразуется измерительным блоком.

Применяются довольно редко из-за сложностей при использовании. Датчики начинают сбоить при высоком его загрязнении пылью, жидкой грязью, выхлопными газами и т.п.

Синхронизирующий диск

Для правильной работы ДПКВ применяются стандартизированные синхродиски. Они разделяются на 60 зубьев, которые расположены через каждые 6°. Чтобы обеспечить синхронизацию датчика с блоком управления и связными элементами, а также задать стартовую точку для отсчета оборотов коленвала, в определенной точке синхронизирующего диска нет пары зубцов (синхронизирующий диск типа 60-2).

По стандарту первый зубец после пропущенных должен совпасть с местоположением первого либо последнего цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ) либо нижней мертвой точке (НМТ). Помимо этих бывают диски имеющие два пропущенных зубца, расположенные под развернутым углом 180° относительно один к другому (синхронизирующий диск тип 60-2-2).

На автомобилях ВАЗ положение верхней мертвой точки первого цилиндра соответствует 20 — 21 зубу после пропуска.

В основном применяются на модификациях дизельных силовых установок. Синхронизирующие диски для работы с индуктивными устройствами изготавливают стальными, в некоторых случаях вместе со шкивом коленвала. Для работы с датчиком Холла чаще всего применяются пластиковые диски, а на зубьях размещаются постоянные магниты.

Стоит также упомянуть, что применяются датчики положения не только на коленвалах, но и на распредвалах. Это необходимо для отслеживания положения распредвала и скорости его вращения, а также внесения корректив в работу газораспределительных систем. Проще говоря что бы мозги знали в какой цилиндр в данный момент нужно впрыснуть топливо.

Проверка целостности ДПКВ ВАЗ при помощи мультиметра

Проверить датчики положения коленчатого вала ВАЗ можно при помощи омметра встроенном в любой современный мультиметр. Приминимо к моделям ВАЗ 2110, 2112, 2114, Приора, Калина.

Для этого необходимо выполнить несколько несложных шагов:

  1. Требуется внимательно осмотреть сам датчик, до момента снятия его с машины, а точнее проверить есть ли зазор между датчиком и синхронизирующим диском. Может оказаться так, что там его совсем нет, из-за большого количества налипшей грязи, а это и могло привести к нарушению работы.
  2. Если с этим все отлично и зазор присутствует, можно демонтировать датчик с автомобиля.
  3. Далее следует этап оценки внешнего состояния ДПКВ. Проверить корпус на отсутствие каких-либо следов повреждений, сердечник должен быть чистым, осмотреть выходные контакты на наличие окислений, а провода на отсутствие деформаций.

Если на контактах датчика положения коленвала обнаружено загрязнение, перед тем как проверять его необходимо тщательно вымыть чистым бензином или спиртом, затем при помощи надфиля или наждачной бумаги очистить контакты разъёма.

  1. После чистки и промывки, следует тщательно просушить ДПУВ. Далее можно начинать проводить замеры. Мультиметр необходимо перевести в положение работы с сопротивлением, а щупы прибора присоединить к выходным клеммам датчика.

Если ДПКВ исправен, то он должен иметь сопротивление всего 550 – 570 Ом. Если мультиметр показал другие значение значит датчик следует заменить.

Проверка при помощи осциллографа

Современные цифровые осциллографы дают возможность эффективно прослеживать и находить неисправности в датчиках положения коленчатого вала. Ниже приведены пошаговые действия для определения нарушений работы в системе впрыска при помощи осциллографа.

ДПКВ выдает сигнал, который является серией электрических импульсов, их генерация происходит во время вращения коленвала и синхронизирующего диска. В этот момент впадины между зубьями воздействуют на магнитное поле в датчике и генерируют импульсный переменный ток в катушке датчика.

Для большей точности диагностики, проверять датчики следует на рабочем двигателе. Однако это можно сделать и предварительно сняв устройство. Чтобы начать проверку необходим сам электронный осциллограф и ПО к нему.

Последовательность проверки на снятом датчике:

  1. Присоединить щупы к выходным контактам ДПКВ.
  2. Запустить программу осциллографа.
  3. Провести любым металлическим предметом возле датчика.

При исправном ДПКВ осциллограф выведет на экран картинку осциллограммы, по данным сигнала от датчика. Если он фиксирует появление в зоне действия электромагнитного поля обмотки катушки кусака металла, значит рабочий.

Более точную диагностику можно провести только при включённом зажигании на рабочем двигателе. Для этого щупы подключаются параллельно с контактами ЭБУ.

Проверка значений индуктивности

Такой метод проверки ДПКВ относится к наиболее сложным. Для этого потребуется следующий набор инструментов:

  • вольтметр, лучше иметь цифровой;
  • мегомметр; • прибор измерения индуктивности;
  • сетевой трансформатор.

Для более корректных показаний, температура на момент измерения должна составлять 20 – 22 °C. Как измерить сопротивление омметром описано в разделе «Проверка целостности ДПКВ при помощи мультиметра».

Далее следует измерить индуктивность катушки ДПКВ прибором для измерения индуктивности. Она должна быть в пределах 200 – 400 мГц.

Мегомметром следует проверить сопротивление изоляции корпуса и проводов. Оно должно составлять не менее 20 МОм при напряжении в 500 В.

При случайном намагничивании ДПКВ его, необходимо размагнитить сетевым трансформатором.

По результатам проверки можно получить данные об исправности или неисправности датчика. Во время монтажа старого или нового ДПКВ следует уделить особое внимание его правильному расположению в посадочном месте. Расстояние между синхронизирующим диском и сердечником составляет 0.5- 1.5 мм.

Вывод

Датчик положения коленчатого вала является важнейшим элементом системы впрыска каждого двигателя. При любых неисправностях, а их определение, как мы выяснили, не так уж и сложно, лучше сразу заменить на новый, во избежание неприятных ситуаций при важных поездках.

Водители автомобилей > Полезная информация > ТО и ремонт > Признаки неисправности датчика положения коленвала (ДПКВ) и как его проверитьbefore—>

Датчик положения коленвала (ДПКВ) — один из главных датчиков системы управления двигателя.

p, blockquote1,0,0,0,0—> p, blockquote2,0,0,0,0—>

Он сообщает блоку управления двигателем информацию о положении поршневой системы и определяет синхронность работы систем впрыска и зажигания. Неисправность датчика положения коленвала приводит к непременному отказу работоспособности двигателя.

p, blockquote3,0,0,0,0—> p, blockquote4,0,0,0,0—>

Для чего нужен датчик коленвала и его принцип работы

h21,0,0,0,0—> p, blockquote5,0,0,0,0—>

Основное назначение датчика коленвала – определение (считывание информации) положения коленвала по меткам, обычно расположенным на маховике, преобразование сигнала в электрические импульсы и передача его к блоку управления.

p, blockquote6,0,0,0,0—>

В автомобилях вплоть до 90-х годов выпуска датчики положения коленвала находились в трамблере, механически соединенном с коленвалом (иногда распредвалом) двигателя. Первоначально датчики были контактного типа. Кулачок, находящийся на валу трамблера, разрывал контакты прерывателя, электрически соединенного с катушкой зажигания.

p, blockquote7,0,0,0,0—>

Через контакты прерывателя постоянно проходила достаточно мощная искра, что приводило к их подгоранию, необходимости постоянной чистки и регулировки зазора.

p, blockquote8,0,0,0,0—>

В 80-х годах стали применяться более надежные электронные системы зажигания. На смену контактным пришли бесконтактные датчики, основанные на эффекте Холла. Они так и назывались – датчики Холла.

p, blockquote9,0,0,0,0—>

Некоторые автолюбители и сейчас называют ДПКВ датчиком Холла, хотя к эффекту Холла большинство современных датчиков положения коленвала отношения не имеет.

p, blockquote10,0,0,0,0—>

Принцип работы современных ДПКВ основан на явлении электромагнитной индукции. Первым освоил выпуск таких устройств концерн Magneti Marelli, который и сейчас выпускает до 27% от всех датчиков положения коленвала, производимых в мире.

p, blockquote11,0,0,0,0—>

Конструктивно индуктивный датчик коленвала выполнен:

p, blockquote12,0,0,0,0—> p, blockquote13,0,0,0,0—>

На сердечнике 4, в торце которого установлен постоянный магнит 1, располагается катушка индуктивности 5 из очень тонкого провода с большим количеством витков (от 500 до 5 тысяч). Между торцом ДПКВ 2 и маховиком 8 имеется небольшой зазор 6. На маховике нанесены метки (гребенка). При вращении коленвала, соответственно, маховика, метки проходят около ДПКВ, формируя переменное магнитное поле 7. На выводах катушки наводится ЭДС. Переменный сигнал поступает на выходы устройства, далее на электронный блок управления двигателя.

p, blockquote14,0,0,0,0—> adsp-pro-1—>

В некоторые ДПКВ встроен усилитель-компаратор. Он преобразует переменный сигнал в цифровые импульсы. Такие устройства имеют как минимум три вывода (на один подается питающее напряжение), они более помехозащищены.

p, blockquote15,0,1,0,0—>

Датчики индуктивного типа без встроенного усилителя имеют экранированные выводы, чтобы избежать сбоев при работе двигателя от импульсов радиопомех.

p, blockquote16,0,0,0,0—>

Признаки неисправности ДПКВ

h22,0,0,0,0—> p, blockquote17,0,0,0,0—>

Как правило, индуктивный ДПКВ одномоментно не выходит из строя. Окончательной поломке предшествует ряд симптомов:

p, blockquote18,0,0,0,0—>

1. Автомобиль на скорости начинает дергаться, как будто в нем заканчивается бензин (топливо) или пропадает зажигание.

p, blockquote19,0,0,0,0—>

2. Классическая неисправность – автомобиль прекрасно заводится «на холодную», едет минут двадцать. Затем двигатель внезапно глохнет, попытки запуска безуспешны. Следует походить вокруг автомобиля минут двадцать, дать ему остыть, двигатель снова запускается и определенное время на нем еще можно проехать. Затем ситуация повторяется. В этом случае есть даже особая рекомендация (!) для водителей: чтобы добраться до места стоянки, необходимо набросить смоченную холодной водой тряпку на датчик коленвала.

p, blockquote20,0,0,0,0—>

3. Двигатель глохнет после попадания авто в лужу, плохо заводится в сырую погоду.

p, blockquote21,0,0,0,0—>

4. Автомобиль заводится через раз, наконец, перестает заводиться вообще.

p, blockquote22,0,0,0,0—>

Возможные причины неисправности

h23,0,0,0,0—> p, blockquote23,0,0,0,0—>

Катушка индуктивности ДПКВ намотана очень тонким проводом (до 0,02 миллиметров), она может содержать до нескольких тысяч витков. Основные факторы, влияющие на работоспособность датчика коленвала:

p, blockquote24,0,0,0,0—>

1. Повышение его температуры по мере прогревания двигателя.

p, blockquote25,0,0,0,0—>

Увеличение геометрических размеров катушки ДПКВ при нагревании может привести к обрыву тонких проводов обмотки. При остывании датчика размеры уменьшаются, и контакты вновь восстанавливаются.

p, blockquote26,0,0,0,0—>

Видео — ДПКВ перестает работать при нагреве до 70 градусов:

p, blockquote27,0,0,0,0—>

p, blockquote28,0,0,0,0—>

Таким образом, при холодном двигателе он работает, при нагревании перестает работать, затем по мере остывания двигателя вновь восстанавливается работоспособность.

p, blockquote29,0,0,0,0—>

2. Межвитковые замыкания обмотки катушки индуктивности.

p, blockquote30,0,0,0,0—>

Катушка намотана очень тонким проводом в лаковой изоляции. При эксплуатации автомобиля корпус датчика коррозирует, в нем появляются микротрещины, через которые внутрь попадает влага, разрушающая лаковую изоляцию. Это может привести к межвитковому замыканию. В таком случае сопротивление не изменится, а добротность значительно упадет, что приведет к потере сигнала.

p, blockquote31,1,0,0,0—> adsp-pro-7—>

3. Обрыв обмотки ДПКВ.

p, blockquote32,0,0,0,0—>

Такая неисправность возникает в результате большой внутренней коррозии либо неисправности схемы подключения.

p, blockquote33,0,0,0,0—>

4. Неисправность электрической схемы усилителя-компаратора.

p, blockquote34,0,0,0,0—>

Может возникнуть в результате перепадов напряжения бортовой сети автомобиля, естественного износа.

p, blockquote35,0,0,0,0—>

Где находится

h24,0,0,0,0—> p, blockquote36,0,0,0,0—>

Обычно датчик положения коленвала находится в верхней части на кожухе маховика между двигателем и коробкой передач.

p, blockquote37,0,0,0,0—> p, blockquote38,0,0,0,0—>

Разъем может быть установлен, как на самом корпусе датчика, так и на удлинительных проводах.

p, blockquote39,0,0,0,0—>

Доступ к ДПКВ обычно не вызывает трудностей, хотя иногда требуется снятие отдельных элементов подкапотного пространства для проведения демонтажа-монтажа данного устройства.

p, blockquote40,0,0,0,0—>

Как проверить работоспособность датчика

h25,0,0,0,0—> p, blockquote41,0,0,0,0—>

Рекомендуется производить  проверку работоспособности ДПКВ в следующей ниже последовательности.

p, blockquote42,0,0,0,0—>

Сначала проводится компьютерная диагностика. Возможны две ошибки, связанные с неисправностью ДПКВ: обрыв цепи и отсутствие сигнала. В первом случае необходимо его прозвонить.

p, blockquote43,0,0,0,0—> p, blockquote44,0,0,0,0—>

Большинство индуктивных датчиков (двухконтактные) имеет сопротивление обмотки от 300 Ом до 2 килоОм. Точные данные для своего ДПКВ можно посмотреть в справочниках:

p, blockquote45,0,0,0,0—> p, blockquote46,0,0,0,0—>

Если устройство звонится, а ошибка остается, необходимо проверить сопротивление ДПКВ от контактов разъема блока управления. Для этого необходима схема управления двигателем автомобиля.

p, blockquote47,0,0,1,0—>

Видео — как проверить ДПКВ мультиметром:

p, blockquote48,0,0,0,0—>

p, blockquote49,0,0,0,0—>

Если ошибка показывает на отсутствие сигнала, лучше проверить выходной сигнал с помощью осциллографа. В общем случае он должен иметь вид

p, blockquote50,0,0,0,0—> p, blockquote51,0,0,0,0—>

Проверку сигнала следует производить во время вращения коленвала (при запуске стартером). Можно приблизительно оценить наличие сигнала при помощи мультиметра, переключив его в режим измерения переменных напряжений.

p, blockquote52,0,0,0,0—> adsp-pro-2—>

Если в автомобиле установлен трехконтактный датчик с усилителем, необходимо при подключенном разъеме присоединить светодиодный пробник между массой автомобиля и выходом датчика (определяется по схеме). Во время запуска двигателя светодиод должен моргать.

p, blockquote53,0,0,0,0—>

Замена ДПКВ

h26,0,0,0,0—> p, blockquote54,0,0,0,0—>

Обычно замена датчика положения коленвала не вызывает трудностей. Они устанавливаются на одном или двух болтах с головкой на 10. Вариант устройства, устанавливаемого на 2 болта приведен ниже.

p, blockquote55,0,0,0,0—> p, blockquote56,0,0,0,0—>

Однако, и здесь есть свои исключения, например в Volkswagen Passat IV, двигатель ADY.

p, blockquote57,0,0,0,0—> p, blockquote58,0,0,0,0—>

В таком случае его следует искать около 4 цилиндра в пространстве между подушкой двигателя, стартером и элементами крепления. При отсутствии приспособлений приходится вывешивать двигатель, снимать подушку и стартер. Только после этого имеется доступ к ДПКВ.

p, blockquote59,0,0,0,0—>

Несколько советов

h27,0,0,0,0—> p, blockquote60,0,0,0,0—>

  • в некоторых автомобилях датчики положения коленвала и распредвала одинаковые полностью, при подозрении на неисправность одного из них, их можно поменять местами и вновь продиагностировать автомобиль;
  • при покупке нового ДПКВ с собой лучше брать старый экземпляр, чтобы проверить полное соответствие геометрических размеров, особенно глубины посадки. При этом с собой можно прихватить и мультиметр, имелись случай продажи китайских «пустышек», то есть корпусов без электронной начинки;
  • отправляясь в далекое путешествие, не лишним взять с собой в дорогу запасной ДПКВ, без многих других датчиков автомобиль будет заводиться, с неисправным датчиком положения коленвала – нет.

Какое напряжение зарядки автомобильного аккумулятора должно быть при зарядке от генератора.

Составы Супротек  — что это такое и где они применяются.

Какая высота протектора должна быть  https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/glubina-protektora-shin.html  на зимней и летней резине

p, blockquote61,0,0,0,0—>

Видео — замена датчика положения коленвала на Nissan Altima:

p, blockquote62,0,0,0,0—> p, blockquote63,0,0,0,1—>

after—> 11.03.20212Электрика image

Датчик коленвала обеспечивает контроль со стороны ЭБУ мотора за положением механической детали, отвечающей за работу системы топливного впрыска. Если ДПКВ выходит из строя, его диагностику проводят при помощи специальных тестеров, функционирующих по принципу омметра. В том случае, когда показатель сопротивления тока будет ниже номинального, контроллер придется заменить.

За что отвечает и как работает датчик коленвала?

Измеритель положения коленчатого вала точно определяет момент, когда нужно направить топливо в цилиндры двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В разных конструкциях ДПКВ отвечает за контроль регулировки равномерности подачи топлива форсунками.

Функции датчика коленвала заключаются в фиксировании и передаче в ЭБУ следующих данных:

  • замер положения коленвала;
  • момента прохождения поршнями НМТ и ВМТ в первом и последнем цилиндрах.

Датчик ПКВ корректирует такие показатели:

  • объем поступающего топлива;
  • момент подачи бензина;
  • угол поворота распредвала;
  • угол опережения зажигания;
  • момент и продолжительность функционирования клапана адсорбера.

Принцип работы датчика синхронизации:

  1. Коленчатый вал оснащен диском с зубьями (стартовый и нулевой сточены). При вращении узла на зубцы направляется магнитное поле от датчика ПКВ, они влияют на него. Изменения фиксируются в виде импульсов и в ЭБУ передается информация: замер положения коленного вала и регистрация момента прохождения поршнями верхней и нижней мертвой точки (ВМТ и НМТ).
  2. Когда зубчатое колесо проходит мимо датчика частоты оборотов коленвала, тип импульсных показателей изменяется. По этой причине ЭБУ старается восстановить нормальный порядок функционирования коленчатого вала.
  3. Основываясь на полученные импульсы, бортовой компьютер подает сигнал нужным системам автомобиля.

Фото: как устроен датчик синхронизации

Устройство ДПКВ

Конструкция датчика коленного вала:

  • алюминиевый или пластиковый корпус цилиндрической формы с чувствительным элементом, при помощи которого подается сигнал в ЭБУ;
  • кабель связи (магнитопровод);
  • привод;
  • уплотнитель;
  • обмотка;
  • кронштейн для крепления к мотору.

Таблица: типы датчиков

Название Описание
Магнитный датчик Датчик состоит из постоянного магнита и обмотки с сердечником, при этом контроллеру данного типа отдельный источник питания не требуется.

Индуктивный электроприбор контролирует не только положение коленчатого вала, но и скорость. Функционирует на напряжении, образующемся при прохождении металлического зуба (метки) через магнитное поле. При этом формируется сигнальный импульс, который поступает в ЭБУ.

Оптический датчик Оптический датчик состоит из приемника и светодиода.

При взаимодействии с диском синхронизации он перекрывает оптический поток, проходящий между приемником и светодиодом. Передатчик фиксирует прерывания светового потока. При проходе светодиода через участок со сточенными зубьями приемник реагирует на импульс и выполняет синхронизацию с ЭБУ.

Датчик Холла Конструкция датчика включает:
  • интегральную схему Холла;
  • постоянный магнит;
  • маркерный диск;
  • разъем.

В датчике коленчатого вала на эффекте Холла происходит движение тока при приближении изменяющегося магнитного поля. Контур силового поля размыкается при прохождении участков со сточенными зубьями и сигнал передается в электронный блок управления двигателем. Действует от отдельного источника питания.

Где находится датчик?

Расположение измерительного устройства положения коленвала: рядом с диском между шкивом генератора и маховиком. Чтобы свободно подключить его к бортовой сети, предусмотрен провод длиной 50–70 см, который имеет разъемы для ключей. На посадочном месте есть регулировочные прокладки для выставления зазора 1-1,5 мм.

Фото: где расположен датчик положения коленвала

Признаки и причины неисправностей

Симптомы поломки ДПКВ:

  • двигатель невозможно завести или он самопроизвольно глохнет через некоторое время;
  • отсутствует искрообразование;
  • периодически возникает детонация ДВС при динамических нагрузках;
  • неустойчивые обороты на холостом ходу;
  • снижается мощность двигателя и динамика автомобиля;
  • при переключении режимов происходит самопроизвольное изменение числа оборотов;
  • на приборной панели загорелся Check Engine.

Симптомы указывают на следующие причины, почему может быть неисправен датчик ПКВ:

  • замыкание между витками в обмотке, может искажаться сигнал о положении поршня в НМТ и ВМТ;
  • поврежден провод, связывающий ДПКВ с ЭБУ – должное оповещение не поступает в бортовой компьютер;
  • дефект зубьев (потертости, сколы, трещины), может не заводиться двигатель;
  • попадание посторонних предметов между зубчатым шкивом и измерителем или повреждение во время осуществления работ в подкапотном пространстве нередко становится причиной неисправности ДПКВ.

Проблемы с запуском двигателя

Варианты неисправности датчика коленного вала, влияющие на ДВС:

  1. Двигатель не запускается. При повороте ключа в замке зажигания стартер крутит ДВС и гудит бензонасос. Причина в том, что ЭБУ мотора, не получая сигнал датчика положения коленвала, не может правильно направить команду: в котором из цилиндров давать искру, а в каком открывать форсунку.
  2. Мотор прогревается до определенной температуры и глохнет или не заводится при сильном морозе. Причина одна – микротрещина в обмотке датчика ПКВ.

Неустойчивая работа двигателя в различных режимах

Происходит это при загрязнении ДПКВ, особенно при попадании на него металлической стружки либо масла. Даже незначительное воздействие на датчик синхронизации магнитной микростружки меняет его эксплуатационные характеристики, потому как измеритель отличается высокой чувствительностью.

Наличие детонации мотора с увеличением нагрузки

Наиболее частая причина – отказ измерительного прибора, а также микротрещина в обмотке, расходящаяся при вибрации, или раскол корпуса, в который попадает влага.

Признаки детонации ДВС:

  • нарушение плавного процесса сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах ДВС;
  • хлопки в ресивер или выхлопную систему;
  • пропуски зажигания;
  • явное снижение мощности мотора.

Снижение мощности двигателя

Сила мотора падает при несвоевременной команде на подачу топливовоздушной смеси. Причина неисправности – расслоение демпфера и сдвиг зубчатой звезды по отношению к шкиву. Мощность мотора снижается еще из-за повреждения обмотки либо корпуса измерителя положения коленного вала.

Как проверить датчик коленвала самостоятельно?

Самостоятельно исследовать исправность ДПКВ можно при помощи:

  • оммометра;
  • осциллографа;
  • комплексно, при помощи мультиметра, мегомметра, сетевого трансформатора.

Важно знать

Прежде чем заменять измерительный прибор, рекомендуется также выполнить комплексную компьютерную диагностику ДВС. Затем, провести внешний осмотр, исключив загрязнение или механические повреждения. И только после этого приступают к диагностике специальными приборами.

Проверка омметром

Прежде чем приступить к диагностике, глушат мотор и снимают датчик синхронизации.

Пошаговая инструкция исследования ДПКВ омметром в домашних условиях:

  1. Поставить омметр в положение измерения сопротивления.
  2. Определить степень сопротивления катушки индуктивности (дотронуться щупами тестера до выводов и прозвонить их).
  3. Приемлемое значение от 500 до 700 Ом.

Использование осциллографа

Проверка датчика положения коленвала проводится при работающем двигателе.

Алгоритм действий с применением осциллографа:

  1. Присоединить тестер к датчику синхронизации.
  2. Запустить на бортовом компьютере программу, отслеживающую показания электронного устройства.
  3. Провести металлическим предметом перед датчиком коленвала несколько раз.
  4. Измерительный прибор исправен, если осциллограф реагирует на перемещение. Когда на экране ПК отсутствуют сигналы, то рекомендуется выполнить полномасштабную диагностику.

Осциллограмма ДПКВ

Комплексная проверка

Для ее проведения нужно иметь:

  • мегаомметр;
  • сетевой трансформатор;
  • измеритель индуктивности;
  • вольтметр (желательно цифровой).

Алгоритм действий:

  1. Перед началом комплексного обследования датчик нужно снять с двигателя, тщательно промыть, просушить, после чего начать измерение. Оно проводится только при комнатной температуре, чтобы показатели были наиболее точными.
  2. В первую очередь производят измерение индуктивности датчика (индуктивной катушки). Его рабочий числовой диапазон измерения должен находиться в пределах от 200 до 400 мГц. Если значение сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.
  3. Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора.
  4. Затем при помощи сетевого трансформатора производят размагничивание синхронизирующего диска.

Видео: как проверить датчик коленвала тестером (мультиметром)

Снято Николаем Вагановым

Устранение неисправностей

Осуществлять ремонт датчика имеет смысл при таких неисправностях как:

  • проникновение внутрь датчика ПКВ загрязнений;
  • наличие воды в соединителе датчика;
  • обрыв экранирующей оболочки проводов датчика или жгута;
  • смена полярности сигнальных проводов;
  • отсутствие подключения к жгуту проводов;
  • замыкание на массу сигнальных проводов датчика;
  • пониженный или повышенный монтажный зазор датчика и диска синхронизации.

Таблица: работа с мелкими дефектами

Дефект Способ устранения
Проникновение внутрь датчика ПКВ и загрязнений
  1. Необходимо побрызгать в обе части колодки жгута проводов WD, удаляя тем самым оттуда влагу, и протереть контроллер тряпкой.
  2. Тоже самое производим с магнитом датчика — брызгаем на него WD, и тряпкой очищаем магнит от стружки и грязи.
Наличие воды в соединителе датчика
  1. Если подключение датчика к розетке жгута проводов нормальное, то отсоедините от датчика розетку жгута проводов и проверьте наличие воды в его соединителе. При необходимости вытряхните воду из вилки и розетки соединителя датчика.
  2. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.
Обрыв экранирующей оболочки проводов датчика или жгута
  1. Для проверки вероятной неисправности отсоедините датчик и блок от жгута проводов и при отключенном зажигании проверьте омметром целостность экранирующей оплетки «витой пары» кабеля: от контакта «3» розетки датчика до контакта «19» розетки блока.
  2. При необходимости дополнительно осмотрите качество опрессовки и соединения оболочек экранов проводов в теле жгута.
  3. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности «053».
Смена полярности сигнальных проводов
  1. Отсоедините датчик и блок управления от жгута проводов.
  2. Проверьте омметром ошибочную установку контактных гнезд в колодку розетки датчика при двух услоиях. Если контакт «1» («ДПКВ-«) розетки датчика соединен с контактом «49» розетки блока. При этом контакт «2» («ДПКВ+») розетки датчика соединен с контактом «48» розетки блока.
  3. При необходимости переустановите провода в колодке датчика в соответствии с электрической схемой.
  4. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности «053».
Датчик не подключен к жгуту проводов
  1. Проверьте подключение датчика к жгуту проводов.
  2. Если вилка кабеля датчика подключена к розетке жгута проводов, то проверьте правильность ее подключения в соответствии с монтажной схемой жгута.
  3. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.
Замыкание на массу сигнальных проводов датчика
  1. Внимательно осмотрите целостность кабеля датчика и его оболочки. Возможно повреждение кабеля вентилятором охлаждения или горячими приемными трубами двигателя.
  2. Для проверки исправности цепей отсоедините датчик и блок от жгута проводов. При отключенном зажигании проверьте омметром соединение цепей «49» и «48» жгута с массой двигателя: от контактов «2» и «1» розетки датчика до металлических деталей двигателя.
  3. При необходимости устраните неисправность указанных цепей.
  4. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.
Пониженный или повышенный монтажный зазор датчика и диска синхронизации
  1. Для начала пpоконтpолиpуйте с помощью наборного щупа монтажный зазоp между торцом датчика положения коленвала и торцом зуба синхродиска. Показания должны быть в пpеделах 0,5..1,2 мм.
  2. Если монтажный зазоp ниже или выше ноpмы снимите датчик и осмотрите его на предмет возможного повреждения корпуса, очистите датчик от грязи.
  3. Проверьте штангенциркулем размер от плоскости датчика до торца его чувствительного элемента — он должен быть в пределах 24 ± 0,1 мм. Датчик не удовлетворяющий данному требованию должен быть заменен.
  4. Если датчик исправен, то при его установке подложите под фланец датчика прокладку соответствующей толщины. Она обеспечивает ноpмальный монтажный зазоp пpи установке датчика.
  5. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.

Как поменять датчик положения коленчатого вала?

Важные нюансы, которые нужно соблюдать при замене ДПКВ:

  1. Перед выполнением демонтажных работ необходимо нанести метки, указывающие положение болта по отношению к датчику, самого ДПКВ, а также маркировку электрических кабелей и контактов.
  2. При демонтаже и установке нового датчика ПКВ рекомендуется удостовериться в правильности работы синхродиска.
  3. Заменяют измерительный прибор вместе со жгутом и прошивкой.

Для смены датчика ПКВ потребуется:

  • новый измерительный прибор;
  • автотестер;
  • штангенциркуль;
  • гаечный ключ на 10.

Алгоритм действий

Чтобы поменять датчик положения коленчатого вала своими руками нужно:

  1. Отключить зажигание.
  2. Обесточить электронное устройство, отсоединив от контроллера клемную колодку.
  3. При помощи гаечного ключа, открутив винт, фиксирующий датчик, снять неисправный ДПКВ.
  4. Очистить ветошью посадочный участок от маслянистых отложений и загрязнений.
  5. Установить новый измерительный прибор при помощи старых крепежных деталей.
  6. Провести контрольные замеры зазора между зубьями шкива привода генератора и сердечником датчика при помощи штангенциркуля. Величина зазора должна соответствовать следующим значениям: 1,0 + 0,41 миллиметра. Если при контрольном замере величина зазора меньше (больше) указанного значения, необходимо провести корректировку положения датчика.
  7. Проверить сопротивление датчика положения коленчатого вала автотестером. У исправного датчика оно должно быть в пределах 550–750 Ом.
  8. Сбросить показания бортового компьютера, чтобы отключить сигнал Cheсk engine.
  9. Подключить датчик положения коленвала к сети (для этого устанавливается разъем).
  10. Проверить работоспособность электроприбора на разных режимах: на холостом ходу и при динамичной нагрузке.
Фотогалерея
Откручивание болта гаечным ключом
Замеры штангенциркулем
Установка нового ДПКВ

Видео: как снять датчик положения коленвала

Снято Рамилем Абдуллиным

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий